Публикуем архивный материал из октябрьского номера AD за 2001 год. Один из лучших интерьерных фотографов мира Фриц фон дер Шуленбург прилетел в Москву специально, для того чтобы снять для AD репортаж о сталинских высотках, а текст написал искусствовед и архитектурный критик Владимир Паперный. Изучайте уникальные фотографии и слушайте эпизод нашего подкаста "У стен есть уши" о сталинской архитектуре.
Одни считают, что стиль ар-деко начался с Парижской выставки 1925 года и кончился Нью-Йоркской выставкой 1939-го. Другие – что начался значительно раньше и не кончится никогда. Одни думают, что история сталинских высоток началась с 1947 года. Я думаю, что с 1817-го, когда Александр Витберг выиграл конкурс на проект храма Христа Спасителя. Храм высотой 230 метров состоял из параллелепипеда, куба и цилиндра, несущего купол со шпилем. Проект живописца Витберга осуществить было нельзя. Его забросили. Витберга сослали в Сибирь.
Дворец Советов – на месте храма, построенного таки в 1889 году по проекту Константина Тона и дружно ненавидимого всеми – повторял символику Витберга: параллелепипед “мировых основоположников социализма и коммунизма”, куб “Маркса и Энгельса” и цилиндр под статую Ленина. Дворец должен был превзойти Empire State Building – самое высокое здание той эпохи и один из главных символов ар-деко.