Комната — посвящение Этторе Соттсассу

Все началось довольно буднично: дизайнеры творческой студии Paradisiartificiali должны были спроектировать новую лестницу в небольшой двухуровневой миланской квартире — старая была винтовой и совсем неудобной.
Комната — посвящение Этторе Соттсассу

Когда работа уже велась, дизайнеры случайно наткнулись на статью в “Википедии”, посвященную любимой ими (да и почти всеми творческими миланцами) группе “Мемфис”, и обнаружили, что известное движение было официально основано в доме Этторе Соттсасса вечером 11 декабря 1980 года. А это значило, что вот-вот официально наступит сороковой юбилей этого знаменательного события.

Как же не отметить? “Мы думали, что лучший способ выразить нашу признательность Маэстро — это создать дизайнерское посвящение, в котором, как в ребусе, сливаются Пространство и Знаки. Так родилась эта комната “Дань Э. Соттсассу”. Удивительно, но заказчик полностью поддержал идею.

Вечером 11 декабря 1980 года в доме Этторе Соттсасса во время дружеского застолья молодых дизайнеров и архитекторов, в том числе Микеле де Лукки, Альдо Чибича и Маттео Туна, родилась группа “Мемфис”, ставшая, наверное, самым ярким явлением в дизайне 1980-х годов. Отрицая “хороший вкус” и буржуазность, ориентируясь на повседневность, “Мемфис” ввели в авторский дизайн недорогие материалы, увлекались ярким цветом, комиксами, коллажами, асимметричными формами.

Их “фирменным стилем” стала ирония, несерьезность, игра и свобода на грани анархии, а результатом творческих поисков — узнаваемые алогичные, шутливые, броские и похожие на игрушки предметы дизайна, которые быстро нашли свою аудиторию.

Все эти творческие приемы сорок лет спустя использовал анонимный коллектив Studio Paradisiartificiali, превратив обычный холл в пространство-головоломку, где каждая деталь броская, яркая и самодостаточная, но при этом все вместе они собираются в цельный и стройный образ.

Лестница, с которой все начиналось, сделана предельно тонкой и геометричной: почти невесомая, с четкими углами, она выглядит очень графичной и задает общий стиль. Ниши в стене превращены в ироничные обманки с помощью рисунка: они смотрятся словно кубы из рисунков Эшера — и объемные, и “опрокидывающиеся”, а стоящие в них аксессуары и скатывающиеся сверху светильники-галька окончательно сбивают с толку.

Входная дверь покрашена черно-белым зигзагом, а мебель самых разных производителей, от Vitra и Moroso до Miniforms и IKEA, подобрана в лучших традициях “Мемфиса”: словно игрушечные, формы и яркие цвета. Не обошлось и без пары предметов от “великого Этторе”: красной звезды и напольной лампы для Artemide. А еще много загадочных знаков, которые дизайнеры предпочли не объяснять, создав настоящий ребус, посвященный Соттсассу.

Фото: Thomas Pagani