Культурный центр ЗИЛ

ДК ЗИЛ, шедевр братьев Весниных, стал экспериментальным культурным центром. Aртем Дежурко вспоминает, что в легендарном здании было раньше.
Культурный центр ЗИЛ фото и история здания ДК ЗИЛ

ДК ЗИЛ, шедевр братьев Весниных, стал экспериментальным культурным центром. Aртем Дежурко вспоминает, что в легендарном здании было раньше.

Вестибюль.

Маноло Ильера

Когда я зашел в ДК ЗИЛ, торопясь на пресс-конференцию его нового директора, то заметил в вестибюле стол со старыми альбомами. Это были отчетные альбомы, которые делали в ДК каждый год, вклеивая в них фотографии с концертов и спектаклей, пригласительные билеты, программы, вырезки из газет. Дождавшись конца пресс-конференции, я поспешил к альбомам и надолго застрял возле них, углубившись в странный мир советской художественной самодеятельности.

Главный вестибюль ДК ЗИЛ. В перспективе — двусветная полуротонда зимнего сада.

Маноло Ильера

Вот старая программа концерта обещает выступления фольклорной группы строительного цеха, драматического коллектива моторного цеха и таинственного драмкружка РПЦ. На фестивале “Красная гвоздика”, посвященном 50-летию революции, выступают гости – хор таксистов. Вырезка из газеты “Московский автозаводец” за 1975 год утверждает: “Для автозаводцев умение пластично, грамотно, эстетически совершенно танцевать – дело привычное, вернее сказать постоянная потребность”. Другая вырезка сообщает: “В цеху есть свой поэт, Валерий Панюшкин, на концерте он прочел стихи”. На фотографиях разных лет восьмерка неприветливых мужчин в черных костюмах, сплотившихся, как футболисты перед пенальти. Это гордость ДК – мужской вокальный октет.

Винтовая лестница ведет в надстройку на крыше западного корпуса — ­обсерваторию.

Маноло Ильера
Маноло Ильера

В домах вокруг ДК ЗИЛ в советское время жили почти исключительно работники автозавода, расположенного неподалеку. До середины 1950-х он назывался ЗИС – завод имени Сталина. Там делали все сталинские лимузины. Дворец культуры не был районным – он был учреждением при заводе.

Лекторий с полукругом низких и широких ступеней, как в античном театре, в 1960-е был обшит ореховыми панелями.

Маноло Ильера
Маноло Ильера

Архитекторы Дворца – знаменитые конструктивисты братья Веснины. Он открылся в 1937 году. Кажется, это самая поздняя постройка московского конструктивизма. Чтобы его возвести, рабочие завода уничтожили половину древнего Симонова монастыря с могилами Аксаковых. Другая половина монастыря, почти игрушечная рядом с огромным зданием, теперь выглядит как его задний двор. Дворец должен был занять территорию монастыря целиком, но построили только первую очередь. Перед ДК разбит парк, где раньше на временных эстрадах выступали лекторы и играл оркестр. Ниже, в пойме Москвы-реки, в 1959 году появился стадион “Торпедо”, который поначалу был тренировочной базой футбольной команды завода.

лестничные марши, ведущие из зимнего сада к лекторию и выше — к куполу обсерватории

Маноло Ильера

Снаружи Дворец выглядит как хрестоматийное конструктивистское здание, с лестницами, выступающими из его тела полукруглыми башнями (прием, который особенно любили Веснины), панорамными окнами и беседками на плоских крышах. А внутренняя отделка относится к другой эпохе. Первоначальные интерьеры Дворца сильно пострадали во время войны. На послевоенных фотографиях мы видим розетки на потолках, карнизы, эффектный классический плафон концертного зала. Всё это было уничтожено во время масштабного ремонта 1966–1976 годов.

Вид с антресолей на зимний сад.

Маноло Ильера

Скажем осторожно, этот ремонт – не самая блестящая работа архитектора Риммы Алдониной, автора почти всех кинотеатров ЮАО Москвы и прекрасного детского поэта. Хоть она и стремилась вернуть интерьерам Дворца веснинский дух, 1970-е угадываются в них безошибочно. Кое-что из первоначальной отделки, которую Алдонина пыталась восстановить (например, наливные полы), строители попросту отказались делать, сославшись на неумение. Современные интерьеры ДК – это роскошные веснинские залы и лестницы, как бы покрытые налетом стильного, но ординарного брежневского модернизма.

Зимний сад.

Маноло Ильера

Зимний сад.

Маноло Ильера

Зимний сад.

Маноло Ильера

Теперь ДК ЗИЛ – экспериментальная площадка московского департамента культуры. Он будет образцом для московских ДК так же, как парк Горького стал образцом для парков культуры и отдыха. Среди новых сотрудников музея – несколько большеглазых девушек в узких брюках, сразу переходящих на “ты”. Арендаторы сидят на чемоданах. Притихшие руководители кружков и секций ждут нашествия хипстеров.

Текст: Артем Дежурко

Фото: Маноло Ильера