Архитектору Елене Никитиной были знакомы и заказчик, и продавец квартиры, которую заказчик купил, и дом, который находится в одном из арбатских переулков, — она вела в нем два объекта. Одним словом, проект сам шел к ней в руки. Хотя квартира была, прямо скажем, не подарок.
“Это квартира в доходном доме 1914 года постройки, которую сдавали нескольким арендаторам”, — рассказывает Елена. Часть квартиры, выходящая на парадный фасад, имела анфиладную планировку, одна из трех комнат была с эркером. В другой части, выходящей во двор, маленькие комнаты и подсобные помещения соединял длинный коридор.
Состояние квартиры было ниже среднего: затертый дубовый паркет, выбитая метлахская плитка, зашитые дверные проемы. Шикарные двустворчатые двери были покрашены масляной краской в несколько слоев. Но гипсовый декор потолка — карнизы, розетки — неплохо сохранился. Комнату с эркером украшала розетка с изображениями лебедей и грифонов — ее точная копия обрела новое место в гостиной.
Подоконники, оконные рамы, инженерные сети требовали замены. “Одним словом, нам предстояла серьезная работа, которая также включала в себя и исследовательскую деятельность”, — объясняет Елена.
Техзадание от заказчика было точным и конкретным. Квартира строилась для трех поколений семьи: прабабушка с бабушкой, заказчик с женой, их старшая дочь, которая готовится к поступлению в МАРХИ, и младшая, которая вот-вот должна была появиться на свет. Нужно было спроектировать общие зоны, где поколения будут собираться вместе, и организовать много мест для хранения и хозяйственных нужд. Но не нарушить исторический интерьер квартиры, связанный с архитектурой доходного дома. Сохранить раскладку оконных рам в новом исполнении, повторить рисунок филенок межкомнатных дверей и прочие детали, которые указывают на время, когда дом был построен.
Проектная работа длилась около шести месяцев: пришлось посидеть в архивах и получить техническое заключение о состоянии конструкций здания, на основе которого можно начинать стройку. Демонтаж стен принес некоторые сюрпризы, добавившие проектных решений, но в итоге комнаты остались на своих местах. А санузлов стало два вместо одного.
Елена говорит, что работалось легко и интересно, потому что квартира располагала к творчеству. Большая часть мебели была выполнена на заказ, остальное найдено в антикварных магазинах. Шкаф в гостиной — произведение искусства двух мастеров, которые создали его, основываясь на форме и декоре разрушенного антикварного образца. Светильники искали на европейских блошиных рынках. Заказчик увлекся поисками и лично купил на международных аукционах ряд предметов, которые заняли свое место в комнатах арбатской квартиры. Интерьер получился абсолютно европейский, но с московским акцентом. А главное, такой, в котором будут хорошо себя чувствовать все поколения семьи.
Фото: Елизавета Гуровская.