Работу над этим проектом дизайнер Айя Лисова начала еще до того, как основала свою компанию Aiya Design. Это сейчас она арт-директор студии и в подчинении у нее порядка тридцати дизайнеров и архитекторов, а тогда они работали вдвоем с помощницей Натальей. Заказчик нашелся благодаря фейсбуку, через знакомого преподавателя йоги. “Я очень люблю йогу, это параллельный с дизайном путь в моей жизни, и иногда на нем встречаются интересные и полезные люди”, — говорит Айя.
Ее заказчик купил квартиру в тихом переулке в центре столицы и хотел сделать брутальный экоинтерьер с элементами лофта, сохранив ощущение старой Москвы. Перед тем как приступить к оформлению, дизайнеру предстояло разобраться с самим пространством. Она вспоминает: “Это бывшая коммуналка, ты заходишь и видишь длиннющий коридор, убитые скрипучие полы, грязные обои и дурацкую планировку — комнаты по обе стороны коридора, малюсенькая кухня, крошечный туалет и в километре от него ванная”.
Рабочие начали аккуратно снимать слои отделки и обнаружили фактурный старый кирпич, который, как ни хотела Айя, сохранить не удалось — он был слишком сильно поврежден временем и проложенными в нем коммуникациями. А пока разбирали перекрытия, дизайнер чертила планировку. “Это вообще самое важное, что есть в нашей работе, причем я делаю план сразу с мебелью, картинами и скульптурами и размышляю о том, как человек будет в этом пространстве жить. В школе дизайна в Англии меня учили продумывать маршруты передвижения: где и что человек будет делать, захочется ему в зеркало посмотреть или нет и куда он будет класть расческу”, — делится Айя.
К счастью, несущих конструкций внутри квартиры не было, приходилось только учитывать расположение канализационных труб — они оказались прямо по центру помещения. Дизайнер придумала выстроить вокруг них куб и разместить там ванную комнату и сауну. “Благодаря этому кубику в квартире образовалось круговое движение: сперва мы попадаем в прихожую, дальше на кухню, оттуда в гостиную, затем в гардеробную, после в кабинет и в конце в спальню, которая замыкает эту цепочку. Она получается дальше всего от входа, и туда не заносится грязь с уличной обуви”, — объясняет дизайнер. Такая планировка очень понравилась заказчику, для которого важно было отгородить кабинет и спальню от посторонних глаз.
А вот гостиная открыта для друзей, здесь есть все для их приема — удобный диван, большой стол и винный шкаф, а также редкий в московских квартирах гость — настоящий дровяной камин. Зато нет телевизора — живя один, хозяин квартиры предпочитает проводить время за чтением, медитациями и йогой. “Он проработанный и постоянно совершенствующийся человек, который умеет быстро принимать решения — именно с такими мне легче всего иметь дело. Плюс у нас схожи вкусы, поэтому мы так хорошо сработались, — говорит Айя Лисова. — Если честно, в этой квартире я и сама с удовольствием жила бы”.
Они с заказчиком обожают натуральные материалы, поэтому в квартире много дерева. Также они сошлись в любви к темно-серому цвету, правда, процесс подбора нужного оттенка для спальни был непростым. “Мы сделали первый выкрас, и хозяин сказал, что будет слишком темно и страшно, хотя на самом деле это такой обман зрения — маленький квадрат на белой стене всегда кажется темнее, чем есть на самом деле. В итоге мы выбрали этот оттенок, и заказчик остался безумно доволен”, — вспоминает Айя. К тому же из кабинета в спальню ведут высокие и широкие распашные двери, которые в открытом состоянии делают пространство единым, просторным и более светлым.
Объединенные гостиную, столовую и кухню Айя зонировала при помощи отделки. Так, на пол кухни она постелила не дерево, а черную плитку — она эффектно выглядит, к тому же менее прихотлива в уходе. А столовую дизайнер обозначила при помощи потолочных балок. Элемент, объединяющий все комнаты в квартире — высокий резной потолочный карниз, — стал отсылом к старомосковским квартирам. При этом он не только декоративный, а скрывает в себе прорези для воздуховодов и системы увлажнения воздуха.
В инстаграме Айя Лисова показывает и рассказывает про организацию своего бизнеса и жизни в целом и называет себя “человек — структура-система-план”, такие же получаются у нее работы. Дизайнер говорит: “Вся квартира хорошо структурирована, в ней передвигаешься интуитивно, при этом есть четкие зоны и оси, благодаря которым ощущается объем пространства”. И все дело в отличной планировке — самом важном навыке дизайнера.
Фото: Сергей Ананьев; Стилист: Наталья Онуфрейчук