Все дизайнеры делятся на два лагеря: одни считают, что произведения искусства надо подбирать в уже готовый интерьер, а другие — что с них надо начинать. У хозяйки этой московской квартиры, предпринимательницы Марины Рудневой, совсем другая точка зрения. “Я считаю, что не надо завязывать дизайн на искусстве или наоборот. Арт-объекты могут жить сами по себе, они должны в первую очередь нравиться владельцу, но не обязаны ни с чем специально перекликаться. Если это случается, то хорошо, но не надо ставить перед собой такую задачу”, — говорит она.
Марина собирает живопись и скульптуру давно, и этот интерьер создавался специально под ее большую коллекцию. С проектированием и оформлением ей помогала дизайнер Елена Касаткина. У них уже был успешный проект за плечами — дом в Подмосковье, выдержанный в классическом стиле. “Мы с Мариной на одной волне, нам не надо друг другу что-то доказывать и объяснять, потому что нам нравится одно и то же, — говорит Касаткина. — В этот раз она просто сказала, что хочет более современный интерьер”.
Площадь этой квартиры около двухсот квадратных метров, и находится она в реконструированном доме в центре Москвы. Хозяйку подкупило не только местоположение, но и возможность на начальном этапе подобрать идеальное пространство для будущего жилья: выбрать сторону света, на которую выходят окна, виды из них и оптимальную площадь. В итоге здесь есть общая зона, четыре спальни, столько же гардеробных и удобная большая постирочная.
Обилие картин создает такую атмосферу, будто жилье с историей. “Когда из небольшого холла попадаешь в гостиную и видишь все это искусство, понимаешь, что это неординарный интерьер”, — подтверждает Елена. Арт-объекты в этом проекте главные герои: цвет стен, фактура и общая цветовая гамма подбирались с таким учетом. Дизайнер постаралась сделать как можно больше плоскостей, где можно было бы все развесить, и скрытые двери, чтобы они не отвлекали внимание от искусства.
В этой квартире картины висят всюду, даже в детских, в ванной и на кухне, — и экспозиция постоянно меняется. По словам дизайнера, соседство с влажными зонами работам не повредит, если предусмотреть хорошую систему вентиляции. Несмотря на то что интерьер старались сделать нейтральным, переклички с произведениями искусства все же есть: например, изумрудный диван в гостиной составил отличную компанию картине Аси Феоктистовой. “Она потрясающе работает с цветом, и это случайное совпадение”, — говорит Марина. У нее обширная коллекция разных авторов, и они с дизайнером потратили не один день, выбирая работы, которые поселятся в этой квартире.
Есть тут и картины, с которыми хозяйка не хочет расставаться и всегда перевозит за собой. Например, пара работ Дмитрия Шорина. Одна теперь висит в спальне, а вторая — в зоне кухни. “Я против стандартных вариантов развески и считаю, что искусство можно размещать так, как нравится. Можно вешать рядом какие угодно работы, пусть даже кому-то они кажутся несочетаемыми. Не надо воспринимать искусство как часть интерьерного декора. Выхолощенность всегда бросается в глаза”, — считает Марина Руднева.
Фото: Сергей Красюк; стилист: Наталья Онуфрейчук