Пятую авеню и улицу Central Park West разделяет не только Центральный парк, но и пропасть непонимания. Обитатели Пятой глядят свысока на своих западных соседей, не разделяя их увлечения суровой роскошью ар-деко и ранним скандинавским стилем. Но в снобизме “коренных ньюйоркцев” присутствует и оттенок зависти: нереконструированных домов оригинальной довоенной застройки со стороны Гудзона сохранилось много больше.
Для одного из ренегатов, отказавшегося от пентхауса в новостройке на Пятой авеню, архитекторы из бюро Shelton, Mindel & Associates реконструировали восьмисотметровую квартиру в доме 1910-х годов. “Богатые апартаменты этого времени были рассчитаны на совершенно отличный от современного образ жизни, – рассказывает Ли Миндел. – В них должна была гармонично существовать старорежимная семья с целым выводком детей и домашней прислугой. У наших клиентов детей только двое, зато дом они держат очень открытый”.
Хозяин квартиры является основателем фонда защиты природы и иногда проводит у себя заседания на пятьдесят человек. Поэтому в “обязательную программу” входили просторный конференц-зал (с видом на Центральный парк, разумеется) и отдельный вход для официальных гостей. Еще одной полуобщественной зоной стал роскошный пятисотметровый сад на крыше, который был самым любимым детищем предыдущих владельцев.
“В процессе покупки клиент выслушал столько чудесных историй об этой квартире, что любая перестройка казалась ему кощунством. Но в итоге его удалось убедить в том, что дух времени можно сохранить, не впадая в ненужный буквализм”, – говорит Миндел. Структура квартиры стала более ясной благодаря новому, открытому плану. А после того как деревянные стенные панели со строгим рисунком перекрасили в белый цвет, чопорная патриархальность интерьера ушла в прошлое. “В традиционных домах мебель часто работает только как приложение к стене – именно от этого мы хотели избавиться, – объясняет Миндел. – Не для того хозяин потратил полжизни на собирание своей коллекции”.
И действительно, в квартире можно проводить занятия по истории модернистской мебели. Перед камином стоит легендарное кресло Hannes 1908 года по дизайну Элиеля Сааринена. Центральное место в гостиной занимает стол бразильского архитектора Жуакина Тенрейро, вокруг которого расставлены стулья по дизайну венского художника Джозефа Урбана. А овальный кофейный столик Адольфа Лооса в патио освещает скульптурная лампа по рисунку Альберто Джакометти.
“Конечно, мы чувствовали свою ответственность перед лицом всего этого великолепия, – говорит Миндел. – Но все время смотреть только назад невозможно. Поэтому мы отважно сделали ультрамодную стальную кухню и дополнили строгую коричневую гамму бронзой и алюминием”.
Но все эти преобразования не изменили главную идею – квартира по-прежнему осталась семейным гнездом интеллектуалов, которые много отдали бы за то, чтобы родиться в эпоху “последнего великого стиля”. “А именно этого мы и добивались, мы и сами без ума от ар-деко!” – смеется Ли Миндел.
Текст: Джозеф Джованнини
Фото: МАЙКЛ МОРАН