Юлия всегда мечтала жить в старом доме недалеко от Александровского сада. Мы вместе года два искали подходящую квартиру, пока не нашли ту самую, идеальную, с видом на Петропавловскую крепость”, — начинает рассказ дизайнер Алла Катанович. Она давно знает свою заказчицу Юлию, оформляла для нее несколько квартир и офис в центре Петербурга, а над этим проектом вместе с Аллой работали архитектор Кристина Яковлева и дизайнер Мария Бондаренко.
В доходном доме на Петроградской стороне не нашлось квартиры подходящего размера, поэтому были куплены и объединены две соседние, в результате общая площадь получилась 240 м². Примерно половину пространства отдали под общественные зоны — столовую и гостиную. Сама хозяйка называет ее салоном — ей очень хотелось устраивать у себя приемы, как в поэмах Пушкина и романах Толстого, с нарядными гостями и шампанским. Интерьер действительно передает атмосферу старого Петербурга, правда, изначально хозяйка говорила, что хочет барокко, но этой мечте не суждено было сбыться: дом построен в стиле северного модерна, вычурность ему не подходит, и Алла уговорила Юлию на спокойную классику с интересными деталями. Их, как и квартиру, дизайнер и заказчица тоже искали вместе, даже поехали в путешествие по Азии, где в разных уголках нашли и стулья с изображениями китайских императоров, и лаковый черный комод, и буфет-пагоду, и журнальный столик, и картину, написанную на шелке.
Пока Юлия и Алла ездили в Азию, в Петербурге полным ходом шла стройка. “На момент покупки одна из квартир — стометровая коммуналка в ужасном состоянии, а вторая — 140 квадратных метров “евроремонта” середины 1990-х годов”, — рассказывает дизайнер. После объединения в новом пространстве стало целых два дымохода, и дизайнер решила, что было бы непростительно их проигнорировать, поэтому в квартире появились настоящие камины, которые хозяйка с удовольствием зажигает.
Строительные работы проходили непросто. Дело в том, что перекрытия в доме деревянные, местами они прогнили, поэтому часть пришлось укрепить, а часть и вовсе сделать заново. Сложностями рабочих не напугать, а вот мистикой — легко: в один из дней, когда они выносили строительный мусор, у открытой двери появилась суровая старушка с черным котом на руках, которая наблюдала за происходящим, не произнося ни слова.
“Как и в любой квартире из старого фонда, здесь у меня была масса вопросов к существующей планировке, в особенности к размещению ванных комнат и кухни, — делится Алла Катанович, — а создавая новую, важно было сохранить расположение мокрых зон, при этом создать комфортное жилище, отвечающее потребностям современной жизни заказчиков”. Главным запросом хозяйки были просторные общественные пространства — ради них она даже пожертвовала гардеробной, ограничившись системами хранения в спальне и прихожей. Ну и конечно, стилистически сохранить ощущение старого Петербурга.
“К сожалению, практически все стилевые элементы эпохи — изразцовые печи, лепнина, паркет — были безнадежно утрачены, поэтому мы по крупицам воссоздавали ту самую атмосферу петербургского дома”, — говорит Алла. Зато ей удалось воплотить в интерьере тот самый дух, который так тщательно описан в русской литературе XIX века, и при этом сделать интерьер современным и легким.
Фото: Михаил Степанов