Декоратор Валентина Бускиччо живет в римском палаццо, где когда-то располагалась мастерская Рафаэля, и относится к папе римскому как к доброму соседу.
Виа Джулия — одна из самых старых улочек Рима: она застраивалась лет пятьсот назад, во времена правления папы Юлия II. Улочка узкая, темная, длинная. Дома – через один – антикварные магазины или палаццо, все еще заселенные потомками аристократических семейств. Цена квадратного метра площади астрономическая и сравнима со стоимостью какого-нибудь мебельного раритета эпохи барокко. Снять, а тем более купить квартиру здесь – большая удача.
Впрочем, что для рядового гражданина Рима – большая удача, для Валентины Бускиччо в порядке вещей. Она владеет известным мебельным магазином Contemporanea на площади Испании и продвигает разнообразных “новых” дизайнеров – учит римлян отличать Garouste & Bonetti от Марка Бразье-Джонса. По роду своей деятельности Валентина все время носится по городу – от клиента к клиенту – на маленьком скутере Vespa. Почти таком же, как у Одри Хепберн и Грегори Пека в фильме “Римские каникулы”. Проезжая как-то раз по виа Джулия, она и заметила редкое объявление “Продается”. И, не теряя времени, приобрела квартиру на последнем этаже палаццо XVI века. По легенде, в этом доме когда-то была мастерская Рафаэля (поразительно, в каком количестве римских дворцов успел наследить великий живописец за свою короткую жизнь). Так или иначе, последним владельцем доставшейся Валентине недвижимости был отнюдь не художник, а некий уважаемый медик. Он от пола до потолка забил свое жилище книгами. “Выглядело это довольно своеобразно, – говорит Бускиччо. – Но у меня были другие планы. Сначала, конечно, возникла очевидная мысль обставить все модернистской мебелью – по контрасту. Но сама квартира подсказала иное решение”.
Валентина хотела, чтобы стены, потолки и полы ее жилища выглядели “старинными” – не просто потертыми, а как бы “отреставрированными”. “Мне показалась интересной идея подчеркнуть атмосферу прошлого, которой дышит это место, парой-тройкой современных дизайнерских вещей. Но не минималистических, а стилизованных – благо дизайнеры, с которыми сотрудничает мой магазин, делают и такие. Должен был получиться неоренессанс – вполне подходящий для XXI века стиль”, – рассказывает Валентина.
Для начала она выкинула все книжные полки и соскребла со стен обои и краску, добравшись до штукатурки. “Может, эта штукатурка и не рафаэлевских времен, но зато совершенно рафаэлевского оттенка – такая песочно-меловая. То, что нужно было”. Чтобы поддержать тему, Валентина выискала в окрестных домах несколько старинных деревянных дверей. Вполне современные бетонные полы специально выщербили, чтобы было похоже на стертый столетиями известняк. А потом начались “вливания” современного дизайна. Металлическую лестницу, ведущую из гостиной на террасу, выковал по заказу хозяйки Никола Фриньяни из студии Wunderkammer. В столовой появились бронзовые стулья по дизайну Фрэнка Эвенну, в гостиной – камин из необработанного дерева, созданный Томасом Робертсом. На стенах столовой и спальни Валентина повесила псевдогобелены, купленные в антикварном магазине Марии Джузеппины Фьоре. “Псевдогобелены еще называют иногда “гобеленами для бедных” – изображения на них не вытканы, как положено, а просто написаны на ткани, – объясняет Валентина. – Мне кажется, это хорошая деталь, намек – все в этой старинной на вид квартире сделано с юмором и условно, как театральная декорация. Здесь важны эффекты освещения – всякие там “косые солнечные лучи” и так далее. Именно поэтому я не боюсь впускать в квартиру свет – в отличие от многих других римлян, которые просто трясутся над своими бархатными диванами и старыми картинами”.
А свет, надо сказать, в квартире у Бускиччо замечательный – и в комнатах, и на террасе, которую хозяйка обожает. “Отсюда видно весь центр города – и Ватикан. Уж не знаю, правда ли Рафаэль здесь жил или нет. На его месте я – работая, как он, непосредственно на Ватикан – жила бы именно здесь. С моей террасы можно папе римскому ручкой помахать – и вполне возможно, что он ответит”.
Текст: Барбара Стоэлти
Фото: РЕНЕ СТОЭЛТИ