Архитектор Михаил Свистунов и декоратор Наталия Лихачева-Заворотищева из интерьерной мастерской "Атмосфера" одной из отличительных особенностей своей работы считают "насыщение интерьеров авторскими предметами", придуманными и изготовленными специально для того или иного проекта. Однако в случае с квартирой в Плотниковом переулке Михаил с Натальей решили пойти иным путем и сделали ставку на винтаж.
Владельцы квартиры хотели получить "атмосферное пространство для эфемерного жильца, арендатора или покупателя". В стилистическом плане команде "Атмосферы" была дана полная свобода в рамках бюджета, и Михаил с Натальей посчитали, что объект, расположенный в старом доходном доме в одном из арбатских переулков, имеет право сохранить свои исторические корни: "Квартира оставалась частично меблированной, с какими-то вещами прежних владельцев. Конечно, нарушать эту стилистику нам не захотелось, и совершенно органично родилась и была принята заказчиками концепция в духе жилья советского интеллигента".
В ходе неизбежной перепланировки зоны гостиной и кухни объединили. Это позволило не только увеличить площадь помещений, но и "впустить туда ощущение сада": четыре высоких окна, расположенных на одной из стен, выходят в тихий зеленый двор.
В соседней квартире, принадлежавшей когда-то скульптору Вере Мухиной, хозяева затеяли ремонт. "К моменту, когда нам посчастливилось там побывать, строители разнесли практически все, но Наташе удалось отвоевать из строительного мусора два куска гипсового карниза, – вспоминают авторы проекта. – Мы отнеслись к их истории с уважением и юмором: сделали такой барельеф с легендой, он висит в прихожей".
При демонтаже окна и радиаторы "со следами небрежной реставрации" оставили нетронутыми для пущей аутентичности. Но за винтажную атмосферу отвечают прежде всего предметы обстановки. Часть мебели новая, но внешне близка к ретростилистике. Кухню, журнальный столик и некоторые шкафы авторы сделали по собственным эскизам. Тумбы, консоли и стулья разыскивались в антикварных лавках и на винтажных развалах. Впоследствии они были переобиты и перекрашены. Например, паре обеденных стульев, на одном из которых отсутствуют подлокотники, достался на обивку отрез ткани Robert Allen.
"Стилистический анекдот вышел с консолью в гостиной и спальне, – рассказывают Михаил и Наталья. – Это один предмет, распиленный пополам и расставленный в разных помещениях по оси квартиры. Найденная в Mobeledom, она не сразу нашла своё место в интерьере: потёртые остатки краски красивого голубого тона просились в спальню, но сам предмет был громоздкий, совсем не подходил по размеру и казался стилистически неуместным".
Авторы не сразу решились на приобретение этой консоли, но купив ее, решили действовать радикально и из одной консоли получили две: "С той частью, что изначально планировалась для спальни, работали аккуратно, чистили, сохраняя приглянувшийся красочный слой. Фасады консоли из набранных полукруглых брусков напоминали нам строй складок ткани. Вторую же часть предмета уменьшили по высоте, очистили полностью от старой краски и покрыли вручную лаком зелёно-коричневого оттенка, подходящим по тону в гостиную".
Палитра квартиры на первый взгляд кажется достаточно нейтральной, но с ней была проделана большая работа: авторы выбирали для стен сложные оттенки и не упускали возможности добавить цветовые акценты с помощью небольших контрастных предметов мебели, текстиля и многочисленных картин, среди которых работы Виталия Беспятого и студенческие натюрморты Натальи Лихачевой-Заворотищевой.
Текст: Виктория Гопка
Фото: Евгений Кулибаба