Француза Оливье Требока и голландца Алфреда ван Леливелда свела вместе страсть к скульптуре. Они стали жить и работать вместе больше двадцати лет назад: сначала открыли небольшой антикварный магазин в Амстердаме. Потом переехали в Нью-Йорк, где успешно снабжали американскую публику мебелью и резными панелями XVIII века. Однако их заела ностальгия по Европе, и они решили перебраться в Париж.
Их первая квартира располагалась на бульваре Бертье и, как говорит Оливье, по стилю больше всего подходила “даме с камелиями” – даме полусвета, о которых писали Дюма-сын и Бальзак. Но со временем антикварам стало тесно в обстановке Третьей империи. Да и не все собранные за годы сокровища можно было уместить и вписать в имевшийся интерьер – а Оливье и Алфред, надо отметить, большие пуристы и не признают эклектики. Они считают, что портретам XVII века не место в минималистском интерьере, а кушетка в стиле Людовика XVI ну никак не может стоять в гостиной тосканской виллы. Так что к новому жилищу у них были особенные требования: оно должно было подходить для создания цельного, максимально подлинного интерьера в стиле XVIII века – именно к этому периоду относится большинство предметов мебели из их личной коллекции.
В поиске нового жилища и его последующем оформлении Оливье и Алфреду помог “друг семьи” – прославленный французский декоратор Жак Гарсия. Сначала он нашел само пространство – квартиру в здании конца XVIII века на задворках проспекта Оперы. Антиквары не сразу решились на покупку.
“В квартире мало что напоминало о прошлом, – рассказывает Оливье. – Предыдущий владелец уничтожил весь оригинальный декор и устроил здесь минималистский офис. Без помощи Жака мы никогда не сумели бы оформить пространство так, как нам мечталось! Он пришел с нами в разоренный интерьер и стал рисовать прямо на стенах, показывая, как именно мы будем восстанавливать “утраченное время”. Жак в этом смысле незаменим: он безупречно ориентируется в стилях, он знает, как люди тогда жили. Как стояли кресла, как зажигали свечи, какими пользовались салфетками... Именно поэтому его интерьеры всегда выглядят подлинными”.
Как во всяком сложном процессе, в реконструкции этой квартиры не все шло гладко. Оливье, например, ошибся с полом во входном холле – выбранный им паркет смотрелся ужасно. А потом явился Гарсия, сменил паркет на мрамор, повесил на стены фрагменты старых гобеленов и нашел место для двух старинных итальянских колонн, которые без толку пылились на американском складе антикваров. В холле воцарился XVIII век – декор был спасен.
Примерно то же самое происходило со всеми помещениями. Гарсия уничтожил лишние перегородки, закрыл стены антикварными резными панелями и заполнил интерьер множеством подлинных старинных тканей. С тканями трио декораторов обращалось “безжалостно”: из антикварного бархата и дамаска они не только шили занавески и пологи кроватей, но и кроили подушки и обивку для диванов.
Подушка, на которой спит нынче французский бульдог хозяев Макс, – не исключение. Она тоже из антикварного шелка. “Никаких компромиссов в стремлении к совершенству! – смеется Алфред. – В этом секрет “стиля Гарсия”. И всякого безупречного стиля”.
Текст Барбара Стоэлти