
Георгий и Надежда Ананьевы
“Здесь очень сильно проступают черты грядущего ар-деко. По сути, это его предчувствие, – рассказывают дизайнеры Георгий и Надежда Ананьевы о доходном доме на Пречистенке, построенном Густавом Гельрихом в стилистике северного модерна. – Таких домов много в Санкт-Петербурге и в Европе, а для Москвы это редкий и оттого особенно привлекательный образец”. Недавно Ананьевы завершили в этом доме одну из квартир, и лейтмотивом всего интерьера стал заданный самой архитектурой стиль – в смягченной, осовремененной форме.
Заказчики пришли к дизайнерам с пониманием “духа места”. “Нам было приятно, что они с уважением отнеслись и к истории, и к атмосфере. К счастью, они не просили у нас ни Людовиков, ни Прованса”, – рассказывает Надежда. Все быстро сошлись на варианте современной классики с элементами ар-деко в мебели и в отделке. “Для себя мы назвали этот проект “Ар-деко лайт”, – продолжает Георгий. – Мы старались уйти от чрезмерной декоративности и тяжеловесности, которыми порой грешит этот стиль”.
Архитектура дореволюционного здания задала не только стилистику, но и планировку. Фасад дома строго следует неправильной форме квартала, как это было принято в старину, поэтому квартира очень сильно вытянута и имеет сложные очертания, непараллельные стены и непрямые углы. Дизайнерам пришлось с этим считаться. Так родилась планировка, состоящая из двух логических частей: большая общественная зона и приватная часть с кабинетом, спальней и комнатами дочерей, в которые ведет длинный и сравнительно узкий коридор.
“Заказчики сперва просили любым способом избежать появления коридора, но мы сумели их убедить, что переход из узкого и длинного пространства в большое и светлое делает интерьер сложнее и интереснее. В итоге всем понравилось, что получилось”, – рассказывает Надежда. Чтобы коридор смотрелся светлее, в нем предусмотрели несколько вариантов освещения – от закарнизной подсветки до красивых ламп-шаров по дизайну Лоры Кирар. В торце на консоли установили скульптуру работы Георгия Ананьева, а над ней повесили фотоработу “Изумруд”. “Идти надо на прекрасное”, – с улыбкой комментирует Надежда Ананьева.
Общественная зона, состоящая из кухни, гостиной и столовой, расположена в самой эффектной и светлой части квартиры – вдоль стены с эркером и шестью окнами. Большое, высокое и залитое светом пространство не хотелось делить на части, но необходимо было зонировать, поэтому в интерьере возникли ажурные перегородки. Они выполнены из дерева и фактурного стекла ручной работы по мотивам аутентичного орнамента периода ар-деко. “Мы хотели сохранить масштаб пространства и сознательно использовали нарочито большие предметы: решетки, огромные настольные лампы, которые смотрятся почти как арт-объекты, и ковер с крупным рисунком”, – объясняют авторы проекта.
Практически во всех проектах Ананьевых встречаются вещи, сделанные по эскизам Георгия. В этой квартире без авторской мебели было просто не обойтись – подобрать предметы, близкие по духу к ар-деко, но без излишней декоративности в отделке, оказалось очень сложно. “Для такого интерьера нужны крупные лаконичные формы в духе так называемого сталинского ар-деко”, – говорит Георгий. Под него дизайнер и стилизовал буфет для столовой и массивную тумбу под телевизор в гостиной – простые по форме, эти предметы сделаны из вишни со сложным и красивым рисунком древесины. Есть в проекте и вещи любимых Ананьевыми марок, которые работают на стыке классики и современности. Например, светильники компании Tigermoth в столовой, каскадная форма которых выглядит вполне традиционно, но при этом сам материал, тончайшие металлические цепочки, придает им современный характер.
Приватная зона занимает больше половины площади квартиры, и это неудивительно – здесь живет семья с тремя дочерьми. В самой дальней части находится большая родительская спальня, к которой примыкает ванная комната с двумя окнами. Пол спальни затянут шелковистым ковролином из вискозы. Как объясняют дизайнеры, для разнообразия тактильных впечатлений. Остальные полы в квартире – либо каменные, либо из ореха. На прикроватных столиках стоят лампы с основаниями в виде вытянутых человеческих фигур, мужской и женской. Эти лампы – то немногое, что заказчики с самого начала хотели непременно видеть в своем интерьере. Их вдохновили светильники в виде шагающих фигур Альберто Джакометти, и Надежда с Георгием подобрали близкие к ним по стилю, но менее обязывающие. Можно сказать, что этот же прием использован и во всем интерьере – в нем достаточно много исторических цитат, но нет дословного копирования, так что история дома и желания хозяев квартиры удачно дополняют друг друга.
Текст: Марина Юшкевич