Кольцевую дорогу вокруг французской столицы парижане называют “периферик”. За ней лежат унылые заброшенные индустриальные зоны с заводскими корпусами из песчаника и строительными площадками. Пейзаж напоминает самые депрессивные кадры самых печальных фильмов Жана Ренуара или Жюльена Дювивье. Еще десять лет назад золотая молодежь и богемная публика Парижа боялась ногой ступить за “периферик” – разве что там устраивалась какая-нибудь модная вечеринка или авангардный хеппенинг.
А потом периферия города стала вдруг очень популярной. Сыграли свою роль жилищный кризис и распространение культуры лофта. Но главное – изменилось отношение к индустриальным пригородам, они стали символом непринужденного и артистического образа жизни.
Жан-Паскаль Леви-Трюме – известный сценограф и организатор общественных мероприятий. Он устраивал дефиле оркестров на площади Согласия во время футбольного чемпионата 1998 года и церемонию передачи олимпийского огня в Альбервиле.
Он сразу оценил возможности заброшенного завода по изготовлению металлоконструкций, построенного в XIX веке в районе Баньоле. Возможно, завод попался ему на глаза во время очередной тусовки. В любом случае, к оформлению интерьера Леви-Трюме подошел так же, как и к созданию своих массовых действ. Только декорацию он на этот раз создал не для шумного праздника, а для спокойной частной жизни.
На то, чтобы сделать завод жилым, ушло четыре года. Сначала нужно было демонтировать часть конструкций, “освободить” от наслоений три корпуса-цеха и вывезти сто сорок тонн строительного мусора. Затем с помощью архитектора Изабель Станислаc Леви-Трюме сформировал жилое пространство площадью в триста пятьдесят метров: минимум дверей, высокие потолки с открытыми фермами, внутренний двор с бассейном и японскими кленами.
Основные материалы лофта – стекло, черненая лакированная и клепаная сталь на стенах и бетон. Могло бы получиться “холодно”, но Леви-Трюме внимательно отнесся к подбору деталей. Он выстелил полы золотисто-желтым деревом пало санто – оно меняет свой цвет в зависимости от освещения.
Спроектировал эффектную консольную лестницу из висящих в воздухе бетонных ступенек. Откопал в какой-то парикмахерской на Елисейских Полях фантастическую люстру 1970-х в виде каскада из золотистых стеклянных пузырей. Ловко смешал модернистскую мебель Мис ван дер Роэ, Жана Пруве и Джаспера Моррисона с необычными вещами вроде корзин для сбора винограда, сделанных в XVIII веке, или выполненной на заказ гигантской бетонной ванны.
В 1998 году для шоу на площади Согласия Леви-Трюме задействовал шесть тысяч артистов: от акробатов и танцовщиков до велогонщиков и конькобежцев. Ни один из них не остался без внимания – каждый сыграл определенную роль. Точно так же, как предметы в интерьере “периферийного” лофта в Баньоле.
Текст: Лоранс Дужье