Фамильные черты испанской семьи Льядро – любовь к фарфоровым статуэткам и собирательству. Первая помогла им прославиться как одной из ведущих мировых компаний по изготовлению фарфора. Вторая – собрать обширную коллекцию живописи и декоративно-прикладного искусства самых разных стилей и эпох. Давид Льядро, сын одного из основателей “фарфоровой империи”, семейных страстей не избежал: они определили интерьер его дома.
Квартира Давида Льядро занимает третий этаж исторического здания в Валенсии (флигель Королевского монастыря Святой Троицы, бывшей монастырской гостиницы XVII века). К 2000 году, когда дом купила семья Льядро, он был в плачевном состоянии.
Давид оказался сторонником “щадящей” реставрации: “Обычно новые владельцы реставрируют только фасад старого здания, полностью разрушая его интерьер. Я же решил отнестись к сохранившимся деталям архитектуры и декора так, как если бы они были предметами антиквариата”.
Помогал Льядро архитектор Франсиско Рейс Медина из бюро Arquitectura Básica. Медина сохранил то, что еще можно было спасти – первозданную грубую кладку, керамические плитки старого пола, деревянные балки. Все новое он хитроумно скрыл, чтобы не бросалось в глаза. При этом некоторые сбереженные детали поменяли назначение: деревянные фрагменты стали рамой для зеркала, а напольная плитка превратилась в бордюр, обозначающий на полу деление пространства на зоны.
В результате реконструкции образовалось пространство площадью триста пятьдесят квадратных метров. Его решили оставить свободным – открытый план лучше всего подходил для создания в монастырском флигеле лофта. За два года, пока шла стройка, Медина и Льядро успели продумать все детали интерьера.
Пространство разбито на камерные “сегменты”. В центре каждого – композиционная “пара”, где предметы противопоставлены друг другу по стилю. Антикварный турецкий килим, закрепленный на потолочных балках, служит балдахином для ампирного дивана.
Есть и более сложные сюжеты: на фоне старинной кладки висит алтарный образ Мадонны, стоят терракотовые горшки и кашпо тонкого фарфора, рядом с ними – сверкающая сталью стиральная машина 1950-х. А смотреть на все это предполагается сквозь позолоченную раму французской ширмы XVIII века.
Фарфору Lladró, естественно, в доме тоже нашлось место. Статуэтки включены в общую игру сопоставлений: в одном месте, например, Мадонна семейной марки соседствует со слоником азиатского происхождения.
Медина и Льядро считали идею смеси поп-арта с антиквариатом и классики с этникой весьма смелой. Сочиняли названия – “поппури”, “абсурдистский поп-арт” и так далее. Но когда все было готово, Давид понял – шокировать им никого не удалось: “Оказалось, что у людей сходные представления о гармонии. Мы просто создали этюд на тему эклектики”.
Текст: Хорхе Аранго
Фото: ОБЕРТО ДЖИЛИ