В тридцатые годы XIX века не было в Петербурге и Москве человека, который не знал бы Павла Воиновича Нащокина – чудаковатого барина, который славился своим хлебосольством и безрассудной щедростью. Он безотказно ссужал друзей деньгами, никогда не требуя возврата, и мог, влюбившись в актрису, за огромные деньги купить огарок свечи, при которой она гримировалась. Дом его был постоянно полон званых и незваных гостей. Для того чтобы развлечь их, Нащокин решил скопировать в уменьшенном виде свою петербургскую квартиру со всеми предметами обстановки. Строительство “Маленького домика”, как его окрестил хозяин, началось еще в 1820-е годы – Нащокин тогда жил в Петербурге. Изначально домик представлял собой “продолговатый правильный четырехугольник, обрамленный богемскими зеркальными стеклами, и образовывал два отделения... В верхнем помещалась сплошная танцевальная зала со столом посредине, сервированным на шестьдесят кувертов... нижний этаж представлял жилые покои и был наполнен всем, что только требовалось для какого-нибудь великогерцогского дворца”, – писал современник Василий Толбин.
Забаву свою Нащокин осуществил весьма серьезно. В домике были все комнаты, обычные для дворянского жилища начала XIX века, от гостиной до буфетной. До нас дошло 611 предметов внутренней обстановки. Все это – не игрушки и не бутафория: пистолеты длиной 4,4 сантиметра стреляют, часы заводятся, внутри серебряного самовара с костяной ручкой видна накипь, а на фортепьяно, которое стоит в центре гостиной, жена Нащокина, Вера Александровна, когда-то играла, нажимая на клавиши кончиками вязальных спиц.
Домик обставлен мебелью красного дерева, которую изготовил знаменитый мастер Генрих Гамбс. Тут есть большой круглый стол, какие обычно ставились в гостиной (высотой 14,5 см), ломберный столик (14 см), диван, буфетный шкаф (37 см), кушетка, легкие кресла и стулья с плетеными сиденьями (16 см), подножные скамеечки и многое другое. По всему дому расставлены миниатюрные резные торшеры и бронзовые канделябры – высотой 41,5 и 15 сантиметров соответственно.
Но самое главное – в домике сохранилось множество миниатюрных моделей вещей начала XIX века, которых среди настоящего, “большого” антиквариата и не найдешь. В буфетной имеется пресс для салфеток, заменявший в то время утюг, а из кухонной утвари, кроме медных кастрюль, глубоких и мелких сковородок, сохранились рыбница с вложенным в нее прорезным дном для варки на пару (высотой 2,8 и длиной 12,2 см), вафельница, ступки с пестиками, горшки для щей, кваса и пива, лист для кулебяки, ларец для пряностей, щипцы для колки орехов и формы для мороженого. На столе в гостиной лежит еще один редкий предмет – щипцы для срезания нагоревшего фитиля и снятия воска. На их блестящей поверхности тульский мастер выгравировал сельский пейзаж с домиком на фоне снежных гор.
Домик съезжалось смотреть все петербургское общество, и в первых рядах – близкий друг хозяина Александр Пушкин (Нащокин не раз выручал его из денежных передряг). В письме к жене поэт восхищался эксцентричной игрушкой приятеля: “Дом Нащокина доведен до совершенства, не хватает только живых человечков”, – и описывал шуточный обед, где “подали мышонка в сметане под хреном в виде поросенка. Жаль, не было гостей…”
У макета была бурная музейная судьба. В 1910 году художник Сергей Галяшкин соорудил деревянный дом в полтора человеческих роста, поместил туда сохранившиеся предметы и устроил выставку – сначала в Петербурге, потом в Москве. С 1917 по 1937 год домик хранился в Историческом музее. А затем было решено, что главная ценность нащокинской забавы в том, что она “помнит” Пушкина. В 1938 году домик оказался в музее Пушкина в Москве, где пробыл до начала войны. А после эвакуации в Ташкент макет вернулся в Петербург. Сейчас он выставлен в музее Пушкина на Мойке.
Текст: Катерина Инноченте