Весной 1964 года хлопот у коллекционера Джобатты Менегуццо хватало. Вопрос о новом семейном очаге требовал немедленного решения. Люди и живопись в семье коллекционера боролись за свои права с переменным успехом. Картины при этом имели явное численное преимущество: в собрании Менегуццо более двух тысяч произведений современного искусства – от граффити до ленд-арта.
Решение пришло в виде майского номера журнала Domus, чей главный редактор, архитектор Джо Понти, уже в конце 1920-х боролся против дизайнерских стереотипов. На этот раз Понти предлагал проект “дома с природными формами”: крышей, листом покрывающей все комнаты, и скругленным внутренним пространством со сквозными проходами, благодаря которым небольшая (100 м²) жилая площадь получала “воздух”. Понти также принципиально не выделял “дневную” и “ночную” зоны. Хозяйская кровать помещалась в так называемую “колыбель” – единую центральную зону, играющую, по задумке архитектора, роль “стержня” всего здания. По соседству с кроватью оказалась “беседка”, обозначенная двумя подвесными панелями.
По просьбе Менегуццо интерьером занялась дизайнер Нанда Виго. По всему периметру дома она протянула пластиковую трубу с неоновой подсветкой. Лестницу, которая начинается у входа, Виго обшила искусственным мехом, а задавать тон в доме стала керамическая плитка, сделанная по ее собственному дизайну.
Плиткой выложены и полы, и стены, и основания кроватей и диванов, а также ниши и углубления в стенах, которые Виго использовала в качестве кладовок.
Тщательно подбирая оттенки белого (главного цвета в интерьере), дизайнер добивалась, чтобы мебель выглядела естественным “продолжением” пола и стен. Но, конечно, главным принципом подбора вещей было соответствие “природным” идеям Понти: диван Due Foglie (дизайн Джо Понти для Cassina) похож на лист, даже у сантехники Ideal Standard и столовых приборов мягкие, плавные формы.
Часть предметов искусства Виго разместила вокруг “колыбели”, в галерее, служащей также залом для приемов. Другую – скульптуры Берокала и Де Марко, “карту-куб” Марио Чероли, зеркало Лучано Фаббро, “каменный шар” Лучио Фонтана – вынесла за дом, в сад. Но большая часть попала в залы, где Джобатта Менегуццо решил устроить музей.
“Я начал собирать свою коллекцию в 1950-е годы, – говорит хозяин. – В то время мои доходы были более чем скромными, и поэтому покупал я только рисунки. Но даже в небольшом рисунке виден весь художник! Я развесил здесь картины по принципу галерей XVIII века – без табличек. С эрудицией у людей, которые приходят сюда, и так все в порядке. Мне же хотелось разбудить их чувства”.
Текст: Эммануэле Моретти Оклеппо.
Продюсер: Паола Моретти.
Фото: МАРКО ТАССИНАРИ