Новое пространство Галереи Люмьер на Большой Полянке

10 апреля Галерея Люмьер откроется в новом пространстве в трехэтажном особняке XIX века на Большой Полянке. Рассказываем о новом “доме” галереи и архитектурной реновации, которой занималось бюро Евгения Асса в тесном сотрудничестве с основательницей галереи Натальей Григорьевой-Литвинской.
Новое пространство Галереи Люмьер на Большой Полянке

В этом году Галерее Люмьер исполнилось 20 лет, в 2001 году она впервые открылась в пространстве ЦДХ. А в марте 2021 года могло бы исполниться одиннадцать лет Центру фотографии на “Красном Октябре”, но незадолго было принято решение о закрытии проекта. На вопрос о том, почему в новое пространство переехала только галерея, основательница Наталья Григорьева-Литвинская отвечает: “Я сделала 160 выставок за 11 лет, и мне этого достаточно. Теперь мы хотим сфокусироваться на издательской программе, работе с коллекционерами и продолжить свою образовательную миссию в виде региональных проектов и Lumiere Club в Москве”.

Основательница и директор Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

Архитектурный проект для нового пространства галереи разрабатывало архитектурное бюро Евгения Асса. Перед командой стояла задача полностью преобразить интерьеры особняка и уместить на двух этажах несколько функциональных пространств. На первом уровне расположилось выставочное пространство, в котором экспозиция будет меняться. На втором этаже — пространство для клиентов и зал коллекционной фотографии. Как говорит Наталья, “здесь представлены самые сливки — Наум Грановский, Эммануил Евзирихин, Лев Бородулин, Борис Кауфман, Владимир Лагранж и другие мэтры советской фотографии”. Из классиков западной фотографии — Эллиот Эрвитт, Уильям Кляйн, Ги Бурден и многие другие.

За пределами этого зала находится еще одна важная комната — там расположено хранилище отпечатков авторов галереи. Именно сюда заходят клиенты за тем, чтобы изучить коллекцию и приобрести что-то для себя или в подарок. Система хранения была разработана авторами архитектурного проекта специально для галереи.

Самым сложным, по словам Евгения Асса, было осуществление полной реконструкции существующего особняка. Это здание на Большой Полянке за всю историю своего существования претерпело множество трансформаций — от жилого дома и офиса банка до галерейного пространства. Это касается как художественных, так и технических решений в реконструкции здания. Например, подвал, где сейчас хранятся фотографические архивы, раньше предназначался для банковских сейфов. Все это необходимо было приспособить под пространство галереи. И кроме того, нам необходимо было преодолеть конфликт между видом старого особняка и интерьером ультрасовременного галерейного пространства.

Помимо функциональных решений, архитекторам необходимо было учесть все технические особенности галерейного пространства. “Проектируя современную художественную галерею, мы обсуждали все — от специфики экспонирования фотографий в интерьере и хранения работ до размещения сотрудников и количества чашек на столе. Нам нужно было учитывать правила хранения фотографий, особенности выставочного освещения, поскольку речь идет об особой фотографической галерее, единственной в своем роде в Москве”, — делится Евгений Асс. На этом этапе работ активное участие принимали директор галереи Наталья Литвинская-Григорьева и ее команда.

Объединяет два этажа высокий шкаф, который выполняет роль витрины книжного магазина Галереи Люмьер. Здесь представлены все лучшие российские и иностранные фотографические издания, что очень удобно особенно сейчас, когда нельзя привезти из путешествия сувенир в виде фотоальбома любимого автора из зарубежного издательства. Такой функциональный шкаф — идея Евгения Асса.

“Определенно, покраску фасада особняка в белый цвет можно назвать нашей победой. Мы не пытались исходить из исторического контекста или подбирать цвет фасада под окружающую среду. Как раз белый цвет не свойственен зданиям в неорусском стиле. Мы попытались, напротив, выделить дом из его окружения. Желтый домик с белым декором, где раньше находился банк, должен был превратиться в современную галерею и само здание — приобрести новый образ. Это у нас получилось”, — говорит Евгений Асс.

Нововведение от команды галереи — Lumiere Club. Это просветительский проект, включающий в себя курс по истории искусства фотографии, а также лекции о международном арт-рынке, встречи с приглашенными спикерами и экскурсии по галерее. Важный пункт — теперь вход в галерею будет возможен только в составе экскурсионной группы, и на это есть свои причины. “У нас очень сложный город с очень разными людьми. Я не могу поставить цену на входной билет 1000 рублей, а если сделать вход бесплатным, галерея может превратиться в проходной двор. На экскурсиях мы будем показывать все залы галереи, открывать посетителям мир искусства фотографии и даже приоткрывать наши драгоценные хранилища. Если поймем, что желающих будет слишком много, количество экскурсий увеличится”, — рассказывает Наталья Григорьева-Литвинская.

Первое мероприятие в рамках Lumiere Club состоится 10 апреля. В формате паблик-тока Наталья Григорьева-Литвинская расскажет об истории создания Центра фотографии, планах на будущее, выставочной и издательской программах и мировом рынке фотографии: главных именах, арт-ярмарках, кураторах и фотографах-рекордсменах.

Галерея Люмьер откроется на новой площадке выставкой французского фотографа Лорана Шеера “Небо над Парижем”. Это продолжение серии “Летающие дома”, которую Лоран впервые показал на парижской Biennale des Créateurs d'Images в 2012 году. Фотографическая серия была вдохновлена архитектурой Парижа и его окрестностей — в ней автор постарался воплотить свое поэтическое представление о городе. Каждую субботу будут проходить экскурсии по экспозиции с кураторами, а выставка продлится до 20 июня 2021 года.

Фото: Михаил Розанов