“Уникальный персонаж!” — смеется Мария, менеджер лондонского бутика Dior. Речь идет о Питере Марино, который оформил новую версию магазина. Мария достает с полки увесистую книгу о творчестве архитектора и показывает мне его портрет: Марино, одетый с ног до головы в черную кожу, похож не то на байкера, не то на завсегдатая садомазовечеринок. “Суров на вид?! — торжествует Мария. — Но какой нежнейший сделал магазин!”
Магазин у Марино и правда вышел нежный, воздушный, переливчатый, похожий на сказочный дворец. Оттенки серого и серебристого, бесконечные зеркала, люстры-скульптуры и множество арт-объектов, рассыпанных по всем этажам, — это пространство могло бы оказаться перегруженным и холодным, если бы не оживляющие его детали: маленькая фотография смешного юного Диора на камине в одном из залов (так обычно ставят фотографии родственников); до абсурда маленький керамический столик в другом; стена из крашенного в серебряный, но шершавого и уютного дерева в третьем.
Когда руководство Dior решило перестроить и расширить бутик в Мэйфэйре, основной задачей было сделать его очевидно лондонским, при этом не теряя многочисленных отсылок к наследию Кристиана Диора (которого в магазине называют “месье Диор”). Марино решил наполнить его мебелью, коврами, зеркалами и объектами, которые напоминали бы о любви Диора к стилю Людовика XVI и Версалю, но были бы безусловно современными, и по максимуму использовать историческую архитектуру здания. Вернее, зданий: помимо старого помещения в доме номер 160, расширенный магазин теперь занимает еще два — примыкающий к нему двор и следующий дом, номер 162, где находится отдел Baby Dior. Это одна из старейших построек на Нью-Бонд-стрит (она, например, есть на картах начала XVIII века), и задачей Марино было показать ее во всей красе.
Для этого архитектор избавился от построек (современных) между домами 160 и 162. Образовался внутренний двор, из которого видна великолепная кирпичная кладка на стене дома 162. Над двором Марино возвел невысокую стеклянную крышу: невысокую — чтобы было уютно, стеклянную — чтобы было видно старые стены. В этом крытом патио, соединяющем взрослые и детский отделы, посреди мандариновых деревьев расположилась коллекция домашней утвари Dior Home, над которой потрудилась целая плеяда дизайнеров.
Тем временем верхние этажи основного помещения, которые ранее занимали офисы Dior, превратились в торговые пространства с открытыми галереями и балконами: отсюда, как из ложи, можно смотреть вниз, на толпу посетителей на первом этаже. В результате бутик теперь занимает четыре этажа, крытый двор плюс два этажа соседнего здания, хотя общая торговая площадь не так уж и велика — 250 квадратных метров.
Как обычно у Марино, это пространство заполнено работами его любимых художников. На входе посетителей встречает круглая скамья работы Клода Лаланна. Далее в программе: скульптуры Тони Крэгга и Радо Кирова; керамические сценки работы американской художницы Бет Кейтлман, на первый взгляд идиллические, при ближайшем рассмотрении страшноватые; инсталляция Тимоти Хорна в виде огромного серебряного коралла с гигантскими жемчужинами; картина Идриса Хана; видеоарт студии Oyoram и так далее. Многие из этих художников живут и работают в Великобритании. Эти объекты добавляют помещению долю эклектики и абсурда и придают пространству тот самый современный лондонский флер, не умаляя его парижской утонченности, — что и требовалось.
Текст: Яна Мелкумова
Фото: архив пресс-службы