Каждый архитектор решает для себя в начале карьеры, как жить. Один путь – делать коммерческие проекты, вкусно питаться и терзаться муками совести за то, что предал “высокое”. Второй – не идти на компромиссы, а менять мир вокруг себя, убеждая будущих клиентов, что твое видение действительности единственно верное. И что у тебя достаточно сил, чтобы воплотить его в жизнь. Всякий уважающий себя архитектор идет по второму пути – инстинкт жизнестроителя заставляет прошибать лбом стены.
По-настоящему успешным и настойчивым удается в результате такого подхода получить в конце концов всё то, что имеют творцы коммерческой архитектуры. А именно – обильное питание и материальное счастье. Награда за трудности в пути – отсутствие мук совести. Да и откуда им взяться, если идеалы юности целы и невредимы?
Швейцарец Филипп Штюби – представитель второго, более правильного типа архитектора. Свое бюро с базой в Цюрихе он основал в 1996 году и поставил перед собой цель создать архитектурный стиль, соединяющий экологию, экономику, современный образ жизни и внимание к деталям. Звучит абстрактно и не шибко принципиально, но таково уж свойство архитектурного сознания: нормально формулировать свои мысли строители жизни не очень умеют. За них говорят дела – постройки. В случае со Штюби самая крутая и “программная” – частный дом на берегу озера Люцерн. Из-за обилия круглых окон в форме буквы “О” архитектор называет его O-House.
Белая бетонная конструкция напоминает дома 1960-х. Не настоящие, а киношные: при одном взгляде на творение Штюби в голове невольно начинает звучать музыка из бондианы. Хозяева, кстати, у дома тоже не простые. С одной стороны, обычная пара с детьми, с другой – в гараже у них четыре красных Ferrari и один желтый.
Задачу они перед архитектором ставили, в общем, стандартную: чтобы жить было удобно и виды на озеро и горы были доступны отовсюду. Штюби сделал всё грамотно. Фасад, обращенный к горе Пилатус, пронизан теми самыми круглыми окнами.
Сквозь них видно вестибюль, лестницу и двухэтажный зимний сад. Обычно говорят: “Благодаря большим окнам кажется, что природа врывается в интерьер”. Тут наоборот: растения рвутся наружу.
Другим фасадом дом смотрит на озеро и еще две горные вершины, Риги и Бургеншток. Ими предлагается любоваться с лоджии, построенной из бетонных блоков с круглыми стеклянными “окошками” в каждом. Тоже круги, но совсем не такие, как на южном фасаде: там брутальные отверстия, тут кружево какое-то. К цокольному этажу на “озерной” половине примыкает 25-метровый бассейн.
Внутри дома всё так же, как снаружи: белое и геометричное. Мебели минимум, единственный значимый дизайнерский объект – люстры от Axo Light. Подвижные и мерцающие, они добавляют холодноватому интерьеру мягкости. И они тоже, заметим, абсолютно шестидесятнические.
Эффект от этой рафинадной и рафинированной белизны и игр со стилем 1960-х однозначный: красиво жить не запретишь. Архитектор, осуществивший крайне дорогой, между прочим, проект, в полном соответствии со своими идеалами, получил благодаря О-дому мировую известность. Но главное – заказчикам там хорошо. Что в очередной раз доказывает: пуризм и эстетство вполне совместимы и с комфортом, и с коммерческим успехом.
Текст: Евгения Микулина
Фото: Доминик Марк Верли