Об архитекторе Алексее Козыре в иностранной прессе сейчас едва ли не больше упоминаний, чем в отечественной. А все из-за впервые появившегося на Венецианской биеннале искусств павильона Антарктики, дизайн которого разработал Козырь. В экспозиции собрали работы художников и архитекторов со всего мира на тему концептуального развития шестого континента. В самой выставке Алексей Козырь тоже принял участие – совместно с Ильей Бабаком представил проект оранжереи “Мак полярный”, которая по виду на самом деле смахивает больше на снежинку. Как бы то ни было, но павильон Антарктики был обласкан журналистами, а мак-снежинка засветился и в The Guardian, и в Wallpaper* Magazine.
Так случилось, что “ледяная” тема присутствует и в недавнем проекте интерьера в Москве работы Алексея Козыря. “Для меня Калининский проспект (ныне Новый Арбат) – место родное: я здесь вырос и помню его еще таким, каким он был в 1970-е годы”, – говорит архитектор. Сейчас Новый Арбат – зрелище довольно грустное: пестрые вывески и навешанные кондиционеры портят облик зданий, и так потерявших без должного ухода былое очарование.
Доставшийся Алексею проект стал поводом поностальгировать по ушедшему. “В этом интерьере я хотел восстановить атмосферу того времени”, – комментирует Козырь. Ему досталось на оформление интересное пространство. Вернее, место-то было самое обычное – пустой зал с проведенной системой вентиляции и видом на Новый Арбат. Но вот концепция компании, которая намеревалась там расположиться, была довольно любопытна.
Представители Moscow Design Center говорят о себе как о “закрытой профессиональной системе для архитекторов, дизайнеров и декораторов”. По сути, это своего рода место встречи с заказчиком. Здесь можно будет как обсудить архитектурный проект, подобрать мебель и аксессуары из многочисленных каталогов, так и просто вдохновиться и пролистать понравившуюся книгу из обширной библиотеки. Планируется, что блага этого офиса на Арбате будут доступны только по клубным картам ограниченному кругу профессионалов.
Алексей Козырь был верен себе и создал минималистичное пространство, где есть всё, что нужно для работы, и ничего лишнего. Огромные витринные окна заменяют три стены, вдоль четвертой сделали стеллаж во всю высоту. Все коммуникации, идущие по потолку, и сам потолок покрасили в черный цвет.
Жестких разделений пространства нет. Зато есть три мобильных кабинета кубической формы, которые можно передвигать с помощью системы портов-розеток, встроенных в пол, – так образуются независимые и уединенные рабочие зоны. “Отдельно мы продумали систему ширм, – добавляет Козырь. – Они тоже не стационарны. Изначально предполагалось использовать их как своеобразные экспозиционные планшеты. Но в итоге их роль свелась к дополнительной изоляции рабочих кабинетов”.
Вдоль одной из “оконных” стен по низу сделаны несколько каминных порталов. А посередине всего помещения спроектировали колонны, в которые встроен механизм, работающий по принципу холодильника, – с помощью него колонна обледеневает, покрываясь снежной шапкой. К слову сказать, до этого такого рода архитектурный элемент в оформлении интерьера ни разу не применялся. “Таким образом я хотел создать игру льда и пламени в пространстве”, – говорит Алексей Козырь.
Moscow Design Center вышел местом оригинальным не только по своей сути (ведь таких пространств в Москве пока крайне мало), но и по интерьеру. Козырю удалось привнести в этот проект модернистский дух 1970-х годов с их приверженностью к ясной геометрии, чистыми линиями и четкой структурой. А извечное противоборство огня, очищающего и сжигающего все старое, и льда, наоборот, позволяющего сохранить что-то на долгие годы, только поддерживает выбранную архитектурную концепцию.
Текст: Мария Крыжановская
Фото: портрет: тимур артамонов; кирилл овчинников/архив пресс-службы











