Парадные анфилады и столь же нарядные уединенные уголки, классицистская резьба и лепнина, мраморные бюсты и сфинксы, венецианские люстры, старинная живопись на стенах, затянутых штофом в духе шинуазри, антикварные вазы, подсвечники и часы, расставленные на каминах и консолях, помнящих, судя по всему, времена Марии Антуанетты. И тут же – абсолютно современная мебель, которая удивительным образом совершенно не выглядит робкой гостьей посреди всех этих древностей.
Все по правилам хорошего тона: без суеты, без чрезмерной пестроты, без совсем уж густого и неискреннего пассеизма. Словом, ничего слишком. С чистого листа такой интерьер создать трудно.
Дом Франка Лефевра, основателя дизайнерской компании Bleu Nature, и сам по себе совсем не tabula rasa, и в смысле исторического контекста не в чистом поле стоит. Турне – один из древнейших (если не самый древний) городов нынешней Бельгии. Еще при Цезарях здесь было гарнизонное поселение, а в V веке Хильдерик I, второй король из династии Меровингов, сделал Турне столицей государства франков. И был похоронен тут же, укрытый богатым покровом, расшитым золотыми пчелами. Пчелы сохранились (именно они, эти пчелы из Турне, пришли на ум Наполеону, когда он придумывал замену бурбонским лилиям в качестве своей эмблемы), ткань – нет. Но именно ткацким ремеслом со средневековых времен Турне славился всегда. Искусствами, правда, тоже: скажем, Рогир ван дер Вейден тоже из местных уроженцев.
Старинный трехэтажный особняк в центре города, основательно перестроенный во времена Людовика XVI, в позапрошлом веке перешел от аристократов именно к текстильным фабрикантам. А последние двадцать пять лет домом владеют Лефевр и его супруга Лоранс Глорье.
Историческое ядро дома, несколько раз за последние двести лет подвергавшегося переделкам, осталось нетронутым – сохранены и буазери, и лепнина, кое-где даже и старинный пол. Часть интерьеров, однако, все-таки подверглась более современным дизайнерским “интервенциям”, которые были поручены итальянскому архитектору Стефано Морбиделли. Лаконичная манера итальянца, щедро использовавшего фактуру полированного мрамора (каррарского, сиенского и веронского), напоминает, по мнению хозяев, работы Карло Скарпы.
Декором интерьеров, и старых и новых, занималась в основном супруга владельца дома. Будучи дипломированным искусствоведом, она с успехом применяет знания на практике: у Лоранс Глорье собственный антикварный бизнес и вдобавок свое дизайнерское бюро L Decoration. Здесь ее целью была не просто реставрация, но и сохранение подлинного духа исторического особняка. При этом в видах большей выразительности она запросто комбинировала старинные технологии и объекты с современными, стараясь добиться тонкой гармонии между ними. К примеру, в малой гостиной, украшенной резными панелями Louis Seize, стоит созданное Bleu Nature колоритное кресло, напоминающее ажурную беседку из древесных сучьев (если призадуматься, очень в духе Марии Антуанетты). А в большой гостиной – журнальный столик, основанием которого служит огромный обломок разрушенного итальянского палаццо. Стены обиты в основном современными тканями, но вытканы они в аккуратном соответствии с подлинными образцами XVIII века.
“Для нас это прежде всего семейный очаг, место, где просто-напросто приятно находиться, – говорит Франк Лефевр. – Здесь отразились наши вкусы, наши путешествия, наш интерес к искусству. Но именно поэтому в доме комфортно не только нам: мы очень любим принимать друзей и угощать их у себя. Кроме того, здесь мы работаем, так что все это многообразие и материалов, и вещей превращается для нас в источник вдохновения”.
Текст: Кристофер Хэттон
Фото: жан-пьер габриель