Свое семейное гнездо художник Дейл Фрэнк собирал, как головоломку. Сначала это был просто дом посреди огромного поместья в австралийском штате Квинсленд. Он стал тесен – тогда хозяин купил еще два дома и один школьный зал, возведенный в 1880-е годы. Все три здания были погружены на грузовики и доставлены в поместье: “Соседи провожали машины, подняв брови”. В сумме получилось новое жилище, а бывший школьный зал стал холлом причудливого особняка.
И, вероятно, Фрэнк на этом не остановится: пространства ему нужно много. Ведь он – коллекционер. “Если разобраться, то все люди что-нибудь собирают на протяжении всей своей жизни. Это естественно. Просто кто-то накапливает воспоминания, а кто-то – мебель, вот и вся разница”, – убежден Фрэнк.
Но в его австралийском доме хватило места и прошлому, и мебели, поскольку главная страсть хозяина – антиквариат. В сущности, его не интересует какой-либо определенный стиль, страна или время. История каждой покупки – это история любви с первого взгляда. Именно эта любовь заставляет Фрэнка на аукционах тянуть руку вверх.
Он не боится эклектики, распоряжаясь предметами разных эпох с той же непосредственностью и свободой, что и красками на холсте. Но оказывается, что бидермейеровские кушетки, столики эпохи Регентства, колониальные кресла, английский фарфор, японская резьба по дереву, дизайнерская мебель 1960-х, вещи Филиппа Старка не просто уживаются в гармонии – столь смелое соседство идет им на пользу.
Рядом c ультрафиолетовым диваном братьев Кампана австрийский расписной шкаф-кабинет XVIII века обрел поп-артовскую остроту, а стоило только дополнить торшером 1880-х годов кресло по дизайну Гаэтано Пеше, как в модернистской вещи проявились сибаритство и даже уют.
Уроки такого обращения с интерьером Дейлу Фрэнку, по его словам, преподала собственная бабушка: “Вот уж кто был свободен от предрассудков так называемого хорошего вкуса! Посмотрите на этот ковер. У бабушки был почти такой же, и, ей-богу, я никогда не пойму тех людей, что променяли бы его на однотонное ковровое покрытие”.
А уж кухню в доме Дейла Фрэнка бабушка, кажется, устраивала собственноручно: на стенах вывешены разнокалиберные сувенирные сине-белые тарелки с видами городов мира. И без них, по мнению Фрэнка, было не обойтись: чтобы сбить мрачноватую торжественность, которой веет от большой черно-зеленой столешницы из полированного гранита. “Такой гранит обычно используют для военных мемориалов”, – иронически уточняет Фрэнк.
Но на самом деле впасть в пафос он не опасался изначально. Равно как и того, что дом, заполненный старыми вещами, превратится в жилой музей. “Во-первых, он не так уж и заполнен, – подчеркивает хозяин. – Все дело в том, что я минималист, который обожает вещи”. Вокруг каждой он оставляет много пространства, “воздуха”. А во-вторых, Фрэнк – художник. Его собственные работы – инсталляции и гигантские лаковые панно – способны лишить чопорности любой интерьер.
До того как переехать в Австралию, Фрэнк жил в Милане и Нью-Йорке, где и стал известен в начале 1980-х благодаря своим карандашным рисункам. Его дом космополитичен под стать биографии. Но все же Австралия заняла в нем заметное место – оно называется “желтой комнатой”, и понятие “чистоты стиля” здесь выдержано как нигде в доме. В “желтой комнате” Фрэнк устроил своего рода экспозицию австралийской колониальной мебели XIX века. “Ее делали выходцы из Ирландии, и это, по-моему, одни из красивейших вещей того времени”, – в голосе хозяина звучит пристрастность.
Но менее всего Австралия интересует его как артефакт. Свою любимую комнату Фрэнк называет “штормовой”: в непогоду вся семья собирается на диване, чтобы сквозь стеклянные двери понаблюдать за ливнями, ревущими над Большим Барьерным рифом. “Это чудо!” – восклицает Фрэнк. Но возможно, он также имеет в виду и диван Boa.
Текст: Дэника Джонс
Фото: ЭРЛ КАРТЕР