Дом дизайнера Аслы Тунджи и ее бельгийского мужа, художника и антиквара Карла Веркаутерена, находится в двух минутах от вечно забитого народом проспекта Истикляль, но обстановка здесь совсем другая. Тихая, вымощенная камнем улочка круто бежит в гору, откуда открывается вид на Босфор.
Внутрь старинного особняка, который служит своим хозяевам жильем и арт-галереей, ведет неприметная дверь. “Мы хорошо спрятались – нас найдут только те, кто по-настоящему этого хочет. А люди, которым наша работа не так уж интересна, пройдут мимо”, – говорит Аслы и с порога ведет меня к столу, чтобы напоить крепким турецким кофе с миндальными бисквитами.
Квартал Галатасарай, как и весь район Бейоглу, имеет давнюю историю. После того как в 1453 году бывшая столица Византийской империи оказалась в руках оттоманов, здесь обосновались торговцы из Венеции и Генуи, а после пожара 1870-го, уничтожившего больше трех тысяч старых домов, район стали застраивать в европейском стиле.
Однако после переноса столицы в Анкару в 1923 году район пришел в запустение, от которого полностью не оправился и по сей день. Живописные руины некогда величественных зданий здесь по-прежнему встречаются на каждом шагу.
“Я нашла этот дом по чистой случайности, – рассказывает хозяйка. – Столетний дом, скрывавшийся от глаз в тени соседнего здания, ни разу не ремонтировали, его подвал был затоплен водой, а внутри гнездились бесчисленные ремесленные мастерские”. Дело было в 1997-м.
Примерно тогда же Аслы во время поездки в Антверпен познакомилась с Карлом: когда он последовал за ней в Стамбул, она первым делом показала ему только что купленное ветхое здание, которое должно было стать их новым домом.
“У нас не было никаких документов, позволявших судить о том, как здесь все было устроено раньше”, – говорит Аслы, которая занималась ремонтом в разгар беременности и пыталась наладить астральную связь с бывшими хозяевами дома, чтобы восполнить пробел в знаниях.
“Порой нам казалось, что строительным работам не будет конца”, – добавляет Карл. Нынешний свой вид дом обрел лишь три года спустя: нижние два этажа отведены под общественную зону, которая одновременно представляет собой шоу-рум, под самой крышей находятся личные покои владельцев, а посредине – что-то вроде домашнего пансиона для друзей.
Что касается интерьера, то он, по свидетельству друзей Аслы и Карла, часто бывающих в доме, все время меняется. Как и район вокруг. Еще недавно запущенные соседние здания потихоньку обретают новых владельцев, ремонтируются и обустраиваются – пример Аслы и Карла оказался заразительным.
Текст: Нерида Пиггин
Фото: Дэвид Пармитер