Поместье Хоутон-холл в Англии

В английском поместье Хоутон-холл праздник: семьдесят из двухсот картин, проданных Екатерине II внуком первого владельца Роберта Уолпола, временно возвратились домой. На полгода интерьеры замка приняли свой первоначальный облик, каким его задумал знаменитый архитектор Уильям Кент.
Поместье Хоутонхолл в Англии

История дома, коллекции, ее продажи и невероятного возвращения (пусть и временного) уходит корнями в начало XVIII века. Сэр Роберт Уолпол, первый граф Орфорд, а также первый премьер-министр Великобритании, задумал постройку нового дома в своем семейном поместье Хоутон в 1722 году.

марк ласкомб-уайт

Архитектор Колин Кэмпбелл, автор энциклопедии Vitruvius Britannicus, нарисовал прекрасную палладианскую виллу, но умер, не доведя строительство до конца. Дело продолжил Джеймс Гиббс, добавивший незапланированные купола и другие барочные элементы. Оформление интерьеров Уолпол доверил Уильяму Кенту, лучшему декоратору того времени.

Маркиз Дэвид Чамли, нынешний владелец Хоутон-холла, на фоне картины Антониса ван Дейка “Портрет Генри Денверса”, 1638–1640

марк ласкомб-уайт

Одной из главных задач, поставленных перед ним хозяином, было размещение коллекции картин и даже изготовление рам для них. Собственно, отчасти ради искусства Уолпол и затеял строительство нового дома. Одно из величайших европейских собраний, включавшее Ван Дейка, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса и др., требовало соответствующего подхода. Полотна обзавелись рамами, подходящими по стилю интерьерам, и разместились в Красной и Зеленой гостиных, Мраморном зале, а также в специальной Картинной галерее.

марк ласкомб-уайт

Увы, после смерти сэра Роберта материальное положение семьи начало ухудшаться, и внуку Джорджу, третьему графу Орфорду, который и сам был транжирой, вместе с имением и коллекцией достались немалые долги. Он решил поправить ситуацию и продать часть коллекции.

марк ласкомб-уайт

Не желая, чтобы картины растерялись по одной, Джордж искал очень богатого покупателя, способного купить всё сразу. Помогал ему в этом не кто иной, как Джеймс Кристи, основатель знаменитого аукционного дома. Клиент нашелся там, где его никто не ждал, – в России. Им оказалась сама Екатерина Великая, которая была не менее страстным коллекционером, чем Роберт Уолпол.

марк ласкомб-уайт

В 1779 году в обмен на сорок тысяч пятьсот пятьдесят фунтов она получила двести четыре холста, свернутые в рулоны, – рамы остались в Хоутон-холле. Вместе с коллекциями графа Брюля и барона Кроза, купленными незадолго до этого, картины стали основой для будущей экспозиции Эрмитажа.

марк ласкомб-уайт

Более двухсот лет коллекция и дом провели в разлуке. Часть картин переехала в другие музеи, некоторые оказались за границей, владельцев Хоутон-холла с 1797 года зовут Чамли (фамилия мужа дочери Роберта Уолпола). Идея воссоединения пришла в голову Тьерри Морелу, бывшему президенту лондонского общества друзей Эрмитажа.

марк ласкомб-уайт

Он предложил ее маркизу Дэвиду Чамли, а также директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. В положительный ответ со стороны музея верилось с трудом, однако Пиотровскому идея понравилась. Неслыханная акция стала одним из событий, посвященных двухсотпятидесятилетию музея, которое наступит в будущем году.

марк ласкомб-уайт

Конечно, по разным причинам не все картины, купленные Екатериной, вернулись в Хоутон-холл. Но те семьдесят, что доехали, были вставлены в их собственные рамы и заняли места, предписанные им Уильямом Кентом. Белую гостиную даже обтянули зеленым бархатом, чтобы всё стало как прежде. Премьер-министр был бы доволен.

марк ласкомб-уайт

Текст: Карен Хоуз

Фото: марк ласкомб-уайт