Портрет: кинодизайнер Ван Нест Полглейс

Кинодизайнер Ван Нест Полглейс – человек, в декорациях которого танцевали Фред Астер и Джинджер Роджерс.
Портрет кинодизайнер Ван Нест Полглейс

Ван Нест Полглейс родился в Бруклине в 1898 году. Учился архитектуре, начал работать в кино в 1919-м. В 1932 году возглавил арт-отдел студии RKO. В 1943-м перешел на студию Columbia. Был номинирован на “Оскара” шесть раз. Умер в 1968 году.

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

Красивая картинка на экране может “продать” людям всё что угодно, от косметики до автомобиля. В 1930-х годах кино “продало” Америке целый архитектурный стиль – ар-деко. И самым успешным торговцем этим непростым товаром был арт-директор студии RKO Ван Нест Полглейс.

Триллер “Подозрение”, снятый Альфредом Хичкоком с декором Полглейса, принес Джоан Фонтейн “Оскара”за лучшую женскую роль, 1941

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

Карьеру свою выходец из Бруклина начал еще в немом кино на студии Famous Players-Lasky (позже Paramount). До того как уехать в Голливуд, он успел поработать архитектором в Нью-Йорке и Гаване, где принимал участие в строительстве президентского дворца.

“Гражданин Кейн” — одна из самых ярких работ Полглейса. Декорации замка Ксанаду и пропагандистски- броская “газетная” эстетика фильма принесли художнику одну из номинаций на “Оскара”, 1941

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

На студию его взяли по протекции на должность рисовальщика, но эту скромную позицию Полглейс быстро перерос.

“Гражданин Кейн” — одна из самых ярких работ Полглейса. Декорации замка Ксанаду и пропагандистски- броская “газетная” эстетика фильма принесли художнику одну из номинаций на “Оскара”, 1941

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

Репутация, которую он приобрел благодаря своим ардекошным декорациям, была так хороша, что в 1932 году Дэвид Селзник купил его для своей студии RKO (купил вместе с восходящей кинозвездой Кэтрин Хепберн).

Герою комедии “Воспитание крошки”, ученому-палеонтологу, Полглейс изготовил скелет динозавра, 1938

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

В 1930-х кино не пыталось быть реалистичным. В разгар Великой депрессии целью киношников было отвлечь публику от грустных мыслей. Каждая студия при этом делала ставку на какой-то один жанр, который объявлялся “фирменным”. Визитной карточкой студии RKO были мюзиклы с Фредом Астером и Джинджер Роджерс.

“Цилиндр” — самый известный мюзикл дуэта Фред Астер— Джинджер Роджерс и самая знаковая работа Полглейса. Она тоже была номинирована на “Оскара”, 1935

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

Декорации для них стали звездным часом Полглейса. Сегодня, когда на компьютере можно нарисовать всё что угодно, трудно поверить, что эти ослепительные белые дворцы были построены из вполне реального дерева и картона. А также из бакелита (новый синтетический материал как раз обрел популярность): из него сделаны зеркальные полы, по которым “скользили” Джинджер и Фред.

На кадре со съемочной площадки фильма “Цилиндр” видно, с какой основательностью были построены декорации. Иначе было нельзя — конструкция, на которой Фред Астер и Джинджер Роджерс танцевали (весьма атлетично, со множеством прыжков), должна была быть надежной, 1935

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

После каждого номера полы, кстати, полировали заново – туфли танцоров сильно царапали поверхность.

Работа Полглейса для Астера и Роджерс — мюзикл “Беззаботная”, 1938

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

Возглавляя арт-отдел RKO, Полглейс контролировал работу десятков художников и сценографов. Он был не формальным “начальником”, который просто утверждал сметы.

Детектив-нуар “Немного алого” 1956 года — последний фильм Полглейса

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

Полглейс рисовал сам: постоянно ходил с очень мягким карандашом и рисовал бесконечно подробные эскизы. Из-за мягкости грифеля они в конце концов смазывались, и исполнители разбирали их с трудом. Но Полглейс всегда был рядом, чтобы внести коррективы в то, что строилось на площадке.

Дуэт Астера и Роджерс распался в 1939-м, но компания RKO продолжала снимать мюзиклы — например, “Танцуй, девочка, танцуй”, 1940

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

Всему этому пришел конец в 1942-м: студия уволила Полглейса. Причина была банальная – пьянство. Оскорбленный художник ушел на студию Columbia, где работал до 1957 года. Работал благополучно, но без прежнего блеска: он пережил свою эпоху. Ардекошные дворцы, которые так вдохновенно придумывал Полглейс, в кино были больше не нужны.

“Песня на память” — история романа Шопена и Жорж Санд, оформленная Полглейсом уже на студии Columbia, 1945

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

Лично мне кажется, что его декорации – это лучшие в истории образцы ар-деко. Смотришь на них – и хочется так жить. Потому что картинка на экране может “продать” всё что угодно. Особенно такая эффектная.

Кадр из комедии 1941 года “Том, Дик и Гарри” — одной из последних работ Полглейса на RKO

Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio

Текст: Евгения Микулина

Фото: Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio