Ван Нест Полглейс родился в Бруклине в 1898 году. Учился архитектуре, начал работать в кино в 1919-м. В 1932 году возглавил арт-отдел студии RKO. В 1943-м перешел на студию Columbia. Был номинирован на “Оскара” шесть раз. Умер в 1968 году.
Красивая картинка на экране может “продать” людям всё что угодно, от косметики до автомобиля. В 1930-х годах кино “продало” Америке целый архитектурный стиль – ар-деко. И самым успешным торговцем этим непростым товаром был арт-директор студии RKO Ван Нест Полглейс.
Карьеру свою выходец из Бруклина начал еще в немом кино на студии Famous Players-Lasky (позже Paramount). До того как уехать в Голливуд, он успел поработать архитектором в Нью-Йорке и Гаване, где принимал участие в строительстве президентского дворца.
На студию его взяли по протекции на должность рисовальщика, но эту скромную позицию Полглейс быстро перерос.
Репутация, которую он приобрел благодаря своим ардекошным декорациям, была так хороша, что в 1932 году Дэвид Селзник купил его для своей студии RKO (купил вместе с восходящей кинозвездой Кэтрин Хепберн).
В 1930-х кино не пыталось быть реалистичным. В разгар Великой депрессии целью киношников было отвлечь публику от грустных мыслей. Каждая студия при этом делала ставку на какой-то один жанр, который объявлялся “фирменным”. Визитной карточкой студии RKO были мюзиклы с Фредом Астером и Джинджер Роджерс.
Декорации для них стали звездным часом Полглейса. Сегодня, когда на компьютере можно нарисовать всё что угодно, трудно поверить, что эти ослепительные белые дворцы были построены из вполне реального дерева и картона. А также из бакелита (новый синтетический материал как раз обрел популярность): из него сделаны зеркальные полы, по которым “скользили” Джинджер и Фред.
После каждого номера полы, кстати, полировали заново – туфли танцоров сильно царапали поверхность.
Возглавляя арт-отдел RKO, Полглейс контролировал работу десятков художников и сценографов. Он был не формальным “начальником”, который просто утверждал сметы.
Полглейс рисовал сам: постоянно ходил с очень мягким карандашом и рисовал бесконечно подробные эскизы. Из-за мягкости грифеля они в конце концов смазывались, и исполнители разбирали их с трудом. Но Полглейс всегда был рядом, чтобы внести коррективы в то, что строилось на площадке.
Всему этому пришел конец в 1942-м: студия уволила Полглейса. Причина была банальная – пьянство. Оскорбленный художник ушел на студию Columbia, где работал до 1957 года. Работал благополучно, но без прежнего блеска: он пережил свою эпоху. Ардекошные дворцы, которые так вдохновенно придумывал Полглейс, в кино были больше не нужны.
Лично мне кажется, что его декорации – это лучшие в истории образцы ар-деко. Смотришь на них – и хочется так жить. Потому что картинка на экране может “продать” всё что угодно. Особенно такая эффектная.
Текст: Евгения Микулина
Фото: Everett Collection/RPG; CN Russia Photostudio