Шале в альпийской деревне

Архитектор Алиреза Разави в контексте отдельно взятой альпийской деревни старался показать эволюцию шале. И раз ему удалось донести свои идеи даже до консервативных чиновников, попытка была чрезвычайно успешной.
Шале в альпийское деревне работа студии архитектора Алирезы Разави

Клиент пришел в студию архитектора Алирезы Разави после общения с несколькими местными специалистами, склонявшими его к традиционному дизайну горных шале. Но заказчик оказался со стержнем: арт-дилер, торгующий современным искусством, он иначе представлял себе эстетику своей высокогорной дачи и не видел нужды “подражать прошлому из ностальгии”.

Дом частично включен в рельеф. Для отливки фундамента пришлось заглубиться в холм что отразилось на конструк­ции и...

Дом частично включен в рельеф. Для отливки фундамента пришлось заглубиться в холм, что отразилось на конструк­ции и зонировании.

Оливье Мартен Гамбье, Симоне Босси

Тем не менее на первой же встрече с архитектором было решено, что современный облик проекта не должен прерывать историческую преемственность деревенской застройки, а напротив, может основываться на привычных для местной строительной культуры приемах.

Фрагменты бетонного основания дома. Видны следы опалубки.

Фрагменты бетонного основания дома. Видны следы опалубки.

Оливье Мартен Гамбье, Симоне Босси

Собственно, иначе и быть не могло: даже созданный с “вниманием к истокам” проект прошел тернистый путь выдачи всевозможных разрешений и согласований. А от архитекторов потребовалось продемонстрировать местным властям, что их дизайн, несмотря на современность, не отрицал исторического наследия этого альпийского региона. В итоге эти процедуры вылились в довольно интересное упражнение. Сотрудникам студии пришлось доказывать чиновникам, что их идеи действительно основывались на тех самых традиционных принципах: используются местные материалы, верхние части дома выполнены из дерева, присутствует скатная кровля и так далее.

Из гостиной открывается завораживающая панорама горной долины. Фактически этот вид стал основной причиной выбора...

Из гостиной открывается завораживающая панорама горной долины. Фактически этот вид стал основной причиной выбора сложного участка для возведения дома.

Оливье Мартен Гамбье, Симоне Босси

В итоге проект претерпел несколько итераций и согласований, инициированных с одной стороны клиентом, с другой – местными органами власти. Которым, впрочем, не удалось свести с ума архитектурную студию. Природа и окружение были таковы, что контекст вышел на первый план: в этой долине построено не так много современных коттеджей, и архитекторы были не склонны самоутверждаться за счет нарушения всеобщего благолепия, даже визуального. Чтобы “аргументировать” свой дизайн для всех заинтересованных сторон, к процессу архитекторы подошли очень серьезно: были созданы не только 3D‑модели, но и макеты, не говоря уже об огромном количестве набросков и фактическом проведении “иконографического” исследования этой французской деревни. Причем это делалось вовсе не в угоду заказчику или чиновникам – архитекторам действительно было очень важно убедиться, что дом будет выделяться, но тонким и позитивным образом.

Фрагмент интерьера одной из спален — шкаф и рабочий уголок. Практически вся мебель выполнена из местных сортов дерева на...

Фрагмент интерьера одной из спален — шкаф и рабочий уголок. Практически вся мебель выполнена из местных сортов дерева на заказ.

Оливье Мартен Гамбье, Симоне Босси

Так был пройден долгий путь переосмысления традиций в сторону современного звучания. Например, первый этаж всех старых домов в долине выложен из камня. Но камень давно не применяют в строительстве, и архитекторы настаивали на использовании бетона (хотя, конечно, можно было сделать облицовку из декоративного камня). Кроме того, им очень хотелось оставить основание дома открытым, насколько это возможно, продемонстрировать связь формы и функции. Тем более что дом предстояло возвести в сложном, но интересном месте – на ограниченном участке очень крутого склона. А еще требовалось заглубиться в гору, чтобы отлить фундамент и стены. Эти сложности компенсировало всего одно, но огромное преимущество – феноменальный вид на долину, раскинувшуюся внизу. Целостный дизайн в итоге был аккуратно вписан в местный природный и антропогенный ландшафт.

Когда отлили коробку и сняли опалубки, архитектор был просто счастлив – такой элегантный силуэт вырисовывался на склоне горы. В этот момент у всех участников проекта открылось второе дыхание.

В сравнительно небольшом доме несколько спален так как в семье много детей.

В сравнительно небольшом доме несколько спален, так как в семье много детей.

Оливье Мартен Гамбье, Симоне Босси

Клиент оказался человеком весьма разумным, доверился опыту архитекторов практически во всех ключевых вопросах, включая строительные технологии и инженерию. В результате дом получился простым и эстетичным, с панорамным остеклением и при этом с высокими показателями теплоизоляции. Для отопления был подобран котел на древесных гранулах, эффективный и хорошо подходящий для местных сортов топлива.

Ванная комната при одной из спален. Все предметы мебели и обстановки подобраны максимально лаконичные нарочито лишенные...

Ванная комната при одной из спален. Все предметы мебели и обстановки подобраны максимально лаконичные, нарочито лишенные декоративности и лоска.

Оливье Мартен Гамбье, Симоне Босси

Конструкция дома во многом определила интерьер. В данном проекте он, по сути, продолжение фасадов. Кроме того, так как в семье много детей, количество спален значительно повлияло на зонирование, что привело к равномерному распределению функций по этажам. Гостиную вынесли на верхний этаж, максимально открыв из нее вид на долину. Алиреза называет мебель в проекте “дискретной”, имея в виду, что она лишь непринципиальный и легко заменяемый фрагмент интерьера, главное – архитектура.

Шале в деревне разбросаны по холмам что добавляет им уединенности. Идеальные условия учитывая что дом возведен для отдыха.

Шале в деревне разбросаны по холмам, что добавляет им уединенности. Идеальные условия, учитывая, что дом возведен для отдыха.

Оливье Мартен Гамбье, Симоне Босси

Обстановка загородного дома проста и спокойна. Как и на фасадах, активно эксплуатируется тема дерева, натуральных материалов и экологического дизайна. Господин Разави, как любой практикующий архитектор, с большим удовольствием рассуждает о стройке и контексте и, предпочитая не вдаваться в философствования на тему стилистики, коротко сообщает: “Эклектика”. А в интерьере вообще “понятие стиля как явление редуцировано”. И продолжает мысль: “В любом пространстве важен контекст, сбалансированное использование естественного света, габариты, материалы и, наконец, мебель. Самое интересное в этом интерьере – сочетание отделки и предметов обстановки, которое позволяет свежим взглядом посмотреть на то, как может и должно выглядеть современное шале. Ведь дома, в конце концов, создаются для жизни, а не для того, чтобы делать их красивые фото”.

И ведь не поспоришь.

Фото: Оливье Мартен Гамбье, Симоне Босси