В списке кандидатов на звание “рая на земле” Прованс занимает одно из первых мест. Древнеримская provincia (отсюда и название) всегда славилась своим вином, едой, мягким климатом, живописной охрой холмов, синевой лавандовых полей – и архитектурой.
Чего здесь только нет: римские руины, средневековые города (в том числе древняя столица папства Авиньон), вангоговские “виноградные” деревни под Арлем. И, конечно, наследие “галантного” века – дворцы вельмож эпохи трех последних Людовиков.
Шато де Барбантан – как раз из таких. Семья де Барбантан начала строить провансальскую резиденцию в 1654 году, но закончился первый этап работ только в 1674-м, в разгар правления Людовика XIV.
Как тогда было принято, Барбантаны сделали свою резиденцию максимально похожей на монаршие: современники сравнивали шато де Барбантан с Большим Трианоном, одним из дворцов Версальского парка.
По-настоящему дворец расцвел еще через сотню лет, при Людовике XV. Тогдашний владелец дома, Жозеф Пьер Бальтазар де Пюже, маркиз де Барбантан, был посланником короля в Тоскане. Путешествия во Флоренцию привили ему страсть к тамошней архитектуре, и он решил итальянизировать свое шато. С 1768-го по 1788 год из Флоренции в Барбантан перевезли тонны мраморных плит и статуй, а местные краснодеревщики научились шустро стилизовать свои работы по итальянским образцам.
Конец великой стройке положила Великая французская революция. Шато де Барбантан повезло – оно избежало разрушения, а его хозяева – гильотины, но им было уже не до интерьеров. Хотя семейная страсть к дизайну была так сильна, что даже политический протест маркиз де Барбантан выразил декоративно. После казни Людовика XVI он покрасил часть мебели в гостиной в черный цвет – и не преминул повсюду раструбить о своей дерзости.
Шато и сегодня остается семейным домом, чем нынешний маркиз Анри де Пюже де Барбантан справедливо гордится. Деньги на содержание шато он зарабатывает, пуская в дом туристов. Маркиз лично проводит экскурсии, рассказывая исторические анекдоты и указывая посетителям на разнообразие сортов мрамора, чугунную ковку большой лестницы, семейные портреты, фарфоровые безделушки и разношерстную мебель эпохи Людовиков и Регентства.
Когда маркиза спрашивают о будущем шато – не беспокоит ли его судьба семейного гнезда в бурном современном мире – он отвечает: “В Провансе говорят: если мужчина хорошо танцует карманьолу, наш народный танец, – он будет отличным мужем и крепким хозяином. Мой сын карманьолу танцует великолепно, так что мне не о чем волноваться”.
Текст: Барбара Стоэлти