Шоурум Валентина Юдашкина в Москве

В новый шоурум Валентина Юдашкина в Вознесенском переулке имеет смысл приходить не только за покупками, но и просто так, на экскурсию.
Шоурум Валентина Юдашкина в Москве

Москве хватает небольших уютных особняков с историей, но не всегда она связана с такими великими именами. В документах дом номер 6 по Вознесенскому переулку существует с 1716 года. В то время им владел стряпчий с ключом (придворный чин, впоследствии замененный на камергера) Панкратий Борисович Сумароков. Годом позже появился на свет его внук, Александр Петрович Сумароков, поэт и драматург, директор первого русского театра. Хотя славу “северный Расин”, как называли его современники, снискал в Петербурге, его детство и юность прошли именно здесь, в этом доме.

“Мавританский” зал. Рисунок лепного потолка и деревянных стенных панелей воссоздан по сохранившимся фрагментам отделки.

Александр Петрович был большим чудаком, как и многие герои XVIII века. Окончил Кадетский корпус, но связал свою жизнь с театром. Искал защиты от своих многочисленных недругов у Екатерины II и Вольтера, с которым вступил в переписку. Был убежденным противником отмены крепостного права и при этом женился на крепостной. Эта история могла бы стать хорошим сюжетом для пьесы, но не классической, какие писал Александр Петрович, а сентиментальной. Сумарокову удалось соединить свою жизнь с любимой женщиной только после того, как умерла его первая жена, с которой они много лет жили порознь. Вскоре после заключения брака молодая супруга скончалась, оставив ему двоих детей. Через несколько месяцев не стало и Александра Петровича. Женитьба на крепостной настолько испортила его отношения с членами семьи, что никто из них не пришел на его похороны. По легенде, драматурга схоронили за свой счет актеры, которые несли гроб на Донское кладбище на руках, и кроме них на отпевании присутствовало всего два человека.

Свадебный салон. На переднем плане — кушетка из интерьерной линии Valentin Yudashkin. “Хотелось найти такие формы, чтобы наша мебель стала узнаваемой”, — говорит Валентин.

Спустя полвека в том же доме поселился другой представитель русской словесности – Евгений Абрамович Баратынский. Усадьба в тот момент принадлежала семье его жены, в девичестве Анастасии Энгельгардт. Баратынские, по свидетельству современника, вели здесь жизнь крайне простую: вставали в семь часов утра, обедали в полдень, ко сну отходили в девять часов, не растрачивали силы на московских балах и раутах, но охотно принимали у себя близких друзей, в числе которых был и Александр Сергеевич Пушкин. В конце 1820-х Пушкин и Баратынский встречались часто. В апреле 1829 года Александр Сергеевич подарил другу только что напечатанную поэму “Полтава”. В конце 1830 года читал ему “Повести Белкина”, которые привели Баратынского в восторг. Осенью1832 года Пушкин пишет жене: “Кто тебе говорит, что я у Баратынского не бываю? Я и сегодня провожу у него вечер, и вчера был у него. Мы всякий день видимся”. Баратынские прожили в доме восемь лет, с 1827‑го по 1835-й, после чего переехали в другую усадьбу, на Спиридоновке. А дом продолжал притягивать знаменитые имена.

“Готический” зал. Камин и люстры — “родные”, тщательно отреставрированные специалистами. А вот цветовую гамму в особняке выбирали не по старым образцам, а исходя из современных представлений о красоте.

В 1860-м его купил губернский секретарь Александр Станкевич, брат поэта и философа Николая Станкевича. У него бывали в гостях музыканты, в том числе Петр Ильич Чайковский и певица Дезире Арто, которых числили женихом и невестой. Этот брак, увы, так и не состоялся. В послеоктябрьскую эпоху дому снова повезло с жильцом. С 1926 по 1959 год в нем жил известный советский архитектор Иван Владиславович Жолтовский. А потом дом остался без хозяина и начал быстро дряхлеть. Хотя внешне он неплохо сохранился: и лепной фриз с ангелочками, которые что-то делают с гроздьями винограда, и дата “24 октября 1853” остались с тех времен, когда была проведена последняя переделка фасада. Сохранилась даже часть сада, некогда окружавшего усадьбу.

Кабинет Валентина Юдашкина выдает пристрастие его хозяина к мебели в стиле ампир. Он считает, что коллекционирование помогает понять дух эпохи.

Это и привлекло внимание Валентина Юдашкина, который десять лет назад предложил городским властям восстановить усадьбу за счет своего модного Дома. “Я давно хотел иметь такой представительский особняк, чтобы он был русским по духу, – говорит Валентин, – чтобы в нем была история, выходящая за рамки последних семидесяти лет, о которых знает весь мир. Но когда мы обратились в московское правительство, я не представлял, что нас ждет впереди. Что понадобится научная реставрация, работа с архивом города, историческими справками, воспоминаниями и письмами, потому что у этого дома очень серьезное прошлое”.

Старинные гризайли были куплены в одном из антикварных магазинов Италии.

Интерьер воссоздавался специалистами мастерской “Спецпроектреставрация” по сохранившимся элементам декора: кусочкам гипсовой лепнины, фрагментам деревянной обшивки. В процессе реставрационных работ случались и нежданные находки: в подвале, например, был обнаружен расколотый на части неоготический мраморный камин, декор которого повторяет рисунок лепного потолка в одной из комнат анфилады. Оказалось, что интерьер не классический, как можно было ожидать, а многостилевой, с некоторой декоративной избыточностью. Это позволило наполнить его вещами из разных эпох, перемешанными легкой рукой Валентина Юдашкина. Большая часть предметов мебели, картин, фотографий, рисунков и гравюр – из его личного собрания. В мире он известен не только как талантливый русский модельер, который способен одеть и первую леди своей страны, и все ее вооруженные силы, но и как крупный коллекционер антиквариата.

Анфиладная планировка осталась, по-видимому, с тех времен, когда в одной из гостиных читал свои стихи Александр Сергеевич Пушкин. Паркет во всех помещениях новый, хотя и искусно состаренный.

Поскольку это все-таки не музей, а концепт-стор, все, что в нем находится, можно купить. Особенно часто будет меняться экспозиция мансарды, где представлена интерьерная линия Дома Valentin Yudashkin. Со временем здесь произойдут и другие перемены. Хозяйственные постройки, расположенные во дворе, будут отреставрированы не менее основательно. В подвале, главным украшением которого являются белокаменные своды чуть ли не XV века, будет оборудовано крошечное кафе – чтобы клиентки Валентина Юдашкина, тоненькие девушки на острых каблучках, могли выпить чашку чаю между примерками. Старинный дом получил нового хозяина и будет жить, а не чахнуть.

Свой нынешний облик усадьба приобрела в 1853 году, о чем свидетельствует дата на фасаде.

Текст: Татьяна Филиппова