В XIX веке деньги в Бразилии пахли кофе, а хозяева кофейных плантаций были не менее богаты и влиятельны, чем современные нефтяные магнаты. Бразильские помещики не скупились на обустройство своих владений – среднестатистическая усадьба того времени состояла из нескольких зданий, окруженных садом во французском стиле. Нередко там же имелась и собственная церковь – выходцы из католической Португалии были набожны. Но даже самые пламенные молитвы не уберегли их владения от упадка. Кофе так и остался одним из самых популярных напитков, а вот эпоха “кофейных состояний” давно прошла. Дома плантаторов обветшали или вообще приказали долго жить, уступив место более современным постройкам. Так что архитектору Жоржи Элиасу крупно повезло, когда он обнаружил неподалеку от Сан-Паулу поместье Сан-Карлос.
Господский дом, хозяйственные постройки и даже сад почти не изменились за последние два столетия и требовали лишь незначительного обновления. Для Жоржи, который уже почти тридцать лет занимается дизайном интерьеров и параллельно ведет антикварный бизнес, это было делом техники.
Он восстановил в доме полы из плитки, отреставрировал столярку, а в комнатах расставил аутентичную мебель из собственных запасов. Эти вещи принадлежат к разным стилям и в теории не слишком-то сочетаются друг с другом, но ведь недаром Америку называют плавильным котлом культур. В доме, например, можно найти по-крестьянски незатейливые крашеные шкафы, а рядом с ними – строгие ампирные столы и нарядные барочные люстры и комоды. Это в просвещенной Европе к началу XIX века мода на барокко давно закончилась, но у богачей на другом конце света этот стиль все еще был популярен.
Восстановлением утраченного дело не ограничилось. Кое-что Жоржи на ферме все-таки изменил. О гостеприимстве архитектора в Сан-Паулу ходят легенды, и он полностью оправдал свою репутацию: все его нововведения преследовали одну цель – разместить как можно больше народа.
Два амбара превратились в гостевые домики, к главному зданию была пристроена большая веранда с кухней и столовой на открытом воздухе, а в дальнем конце сада был вырыт бассейн – на дворе XXI век, и появление на публике в купальном костюме никого не шокирует. Но это единственное отступление от канонов XIX столетия.
Когда гости Жоржи собираются в столовой, чтобы отужинать блюдами из дровяной печи, или ведут светские беседы в салоне, украшенном портретами португальского короля Жуана VI, кажется, что время в этом доме остановилось двести лет назад и не спешит нагонять упущенное.
Текст: Жудит Поттешер
Фото: АЖИ СИМОЙНC