“Бог сотворил мир за шесть дней. А на седьмой он создал Рио-де-Жанейро”, – гласит бразильская поговорка. Чтобы построить себе дом в Рио, напротив пляжа Арпоадор, архитектору Артуру ди Матусу Казасу понадобилось два года. За это время над морем вырос двухэтажный дом-аквариум – его стены и крыша сделаны из стекла.
Не то чтобы хозяину нечего было скрывать – но в месте, где с одной стороны открываются виды на океан и на вальяжные пляжи Копакабаны, а с другой – на Рио, – в таком месте загораживаться от внешнего мира и от солнца было бы попросту странно.
Артур ди Матус Казас – автор нескольких коллекций мебели и роскошного отеля Emiliano в Сан-Паулу, оформитель бутиков в Бразилиа и Рио. Его дом-аквариум полон секретов – благодаря электронике, во-первых, раздвигается стеклянная крыша, а во-вторых – автоматически поливается маленький подвесной сад, придуманный бразильским художником Жилберту Элкисом. По периметру второго этажа в пол встроен бассейн; установленные на его дне иллюминаторы видны на потолке гостиной. “Геометрия притягивает гармонию”, – утверждает Казас.
Монохромная отделка дома подчинена одной цели – не препятствовать естественному освещению. Полы на втором этаже выложены светлым американским дубом, а пол, стены первого этажа и лестница покрыты мрамором и известняком. “Нет – украшательству, да – необходимости! – любит повторять Казас. – Фрэнк Ллойд Райт, “Баухауз”, рационализм Джузеппе Терраньи, прозрачность Ричарда Нойтры – вот от чего я отталкиваюсь”.
Большую часть мебели хозяин спроектировал сам, а из произведений искусства выбрал в основном классический поп-арт. Например, скульптуру “Замороженный мусор” из знаменитой “мусорной серии” Армана – она стоит на краю бассейна, напротив стеклянной стены с видом на океан.
В спальне – живопись местных художников: “Доллар” Вальдемара Кордейру (1966) и триптих Garota de Ipanema (“Девушка из Ипанемы”) Карлуса Вергары (1969), названный по имени классической босановы, ставшей визитной карточкой бразильской музыки.
А в гостиной первого этажа Казас поставил расписанную скульптуру Ники де Сен-Фаль: этот танцующий полуклоун-полуинопланетянин не сводит глаз с мягких женственных форм красного кресла Гаэтано Пеше из серии Up.
“Образ мыслей латиноамериканцев в корне отличен от североамериканского. Это надо чувствовать. Иначе вам никогда не понять, что такое бразильский дизайн и здешние представления о комфорте, – говорит Казас. – Посмотрите на этот дом – здесь танцуют не только картины и скульптуры – даже мебель и стены вибрируют в такт!”
Текст: Марио де Кастро
Фото: АРНАЛЬДО ПАППАЛАРДО