subekt-kulta-toni-dyukett
Интерьер

Субъект культа: Тони Дюкетт

Интерьеры и мебель работы американского декоратора Тони Дюкетта – это особый мир: избыточный, фантастический и невероятно притягательный. Рассказывает Иан Филлипс.

, обновлено 23 Октября 2018
AD Magazine

В истории дизайна много персонажей, про которых говорят: “Это легенда”. В случае с американским декоратором Тони Дюкеттом такие громкие слова можно произнести с полным основанием.

Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 1
Тони Дюкетт в своей студии в Лос-Анджелесе, 1945 год. Обстановка напоминает лавку старь­евщика — декоратор считал, что в его художественном хозяйстве “все сгодится”.

Он дружил со всей деловой и культурной элитой Америки 1950-х, работал на нее, оформляя фильмы, спектакли и частные дома, и делал это с необычайной лихостью и изобретательностью. “Чуточку чересчур – для меня это означает в самый раз”, – говорил он.

Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 2
Фрагмент сада на ранчо Дюкетта Sortilegium в Малибу. В 1993 году оно сгорело во время лесного пожара.

Ни до, ни после него декораторы не демонстрировали такого изобилия приемов и буйства фантазии, такой склонности к излишествам и не предавались этим излишествам с таким вкусом. И таким успехом: Дюкетт был законодателем моды, звездой, первым мастером, при жизни удостоенным персональной выставки в Лувре в 1951 году.

Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 3
Интерьер дома Дюкетта в Беверли-Хиллз. У стены — автопортрет хозяина. Эту комнату очень любил Марлон Брандо: он мог часами лежать на полу, рассматривая люстру из муранского стекла.

Он получил театральную премию “Тони” за костюмы к мюзиклу “Камелот”, работал с Хичкоком над фильмом “Поймать вора” и ухитрился взбесить Никиту Хрущева декором к киномюзиклу “Канкан”. “Это самая упадническая вещь, которую я в жизни видел!” – сказал Никита Сергеевич. В чем-то он был прав. Но в избыточном и безумном декоре Дюкетта подкупало то, что он не кривил душой – Тони был из тех художников, которые и сами живут согласно проповедуемой ими идеологии.

Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 4
Садовый фасад ранчо Sortilegium.

Энтони Майкл Дюкетт родился в 1914 году в Лос-Анджелесе в артистической семье: его мать была виолончелисткой, двоюродный дядя работал с Уильямом Моррисом. На заре карьеры Тони оформлял магазинные витрины. Начало успеху положило знакомство с дизайнером Джеймсом Пендлтоном, по заказу которого Дюкетт сделал сервировку для парадного обеда. “Все, кто обедал за этим столом, стали моими клиентами”, – рассказывал Тони позднее. А сидели там люди серьезные, например Элси де Вулф, известная меценатка и культовая фигура в декоре. Скоро она вошла в число друзей Дюкетта – вместе с Мэри Пикфорд (в ее поместье Pickfair Дюкетт сыграл свадьбу со своей обожаемой женой Элизабет), Гретой Гарбо, Марлен Дитрих, Фредом Астером, Кэри Грантом, Джуди Гарланд, Артуром Рубинштейном и Игорем Стравинским. Больше друзей – больше заказов: к примеру, для Винсенте Миннелли, мужа Гарланд, Дюкетт оформил киномюзикл “Кисмет”.

Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 5
Интерьер ранчо Sorti­legium: декор в китайском стиле, металлическая люстра выкрашена в коралловый цвет.

Дюкетт шел по жизни, будто танцуя, – устраивал балы, летал по миру от друзей к друзьям и при этом умудрялся работать. Помимо театральных и кинопроектов он создавал скульптуры, проектировал мебель, придумывал ювелирные украшения – их до сих пор выпускает по оригинальным образцам его деловой партнер Хаттон Уилкинсон (он соавтор книги, выпущенной о Дюкетте в 2007-м издательством Abrams).

Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 6
Ожерелье из морганита, аметистов и аквамаринов, дизайн Тони Дюкетта.
Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 7
Браслет дизайна Тони Дюкетта. Его деловой партнер Хаттон Уилкинсон и теперь выпускает реплики оригиналов 1950-х годов.
Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 8
Брошь по дизайну Дюкетта сделана из изумрудов, аметис­тов и флюорита.

Но апогеем избыточной эстетики Тони были интерьеры. “У человека всегда голодный взгляд, – утверждал Дюкетт. – Ему недостает визуальных впечатлений. Интерьеры должны быть полны сюрпризов – вещей, которые ты замечаешь только во второй или третий визит в дом”. Фотографии проектов – его собственных домов в Калифорнии, квартиры, созданной для светской колумнистки Кобины Райт, палаццо Брандолини, оформленного в Венеции для Джона и Доди Розенкранц, – изобилуют странными и завораживающими вещами.

Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 9
Один из самых ярких проектов Дюкетта — квартира светской колумнистки Кобины Райт. 1950-е годы.

Беседки из оленьих рогов, люстры из раковин и старых жестянок, рамы из кораллов, скульптурные подсвечники (Дюкетт был твердо убежден, что декоративные цветы могут расти из любого сора, и однажды сделал ожерелье из изумрудов и кожи собственноручно убитой гремучей змеи)... При виде этих интерьеров хочется протереть глаза – кажется, это не настоящие дома, а сцена из какой-нибудь особенно фантазийной постановки “Сна в летнюю ночь”.

Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 10
Фантазии Дюкетта идеально подходили для голливудских декораций, например к фильму-мюзиклу Винсенте Миннелли “Кисмет” (1955).

Декоратора не зря называли американским Жаном Кокто – его мир похож на волшебную сказку. Но в отличие от работ Кокто в интерьерах Дюкетта нет драматического напряжения и сумеречной фантасмагории. Дюкетт – светлый и цветной сказочник. Может быть, поэтому он не только стер границы между своим миром и реальностью, но и преодолел временные рамки: марка Baker, специализирующаяся на именных мебельных коллекциях, выпустила серию вещей по его дизайну.

Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 11
Пагода в саду ранчо Sortilegium была украшена оленьими и лосиными рогами — Дюкетт часто использовал их в проектах.

До самой смерти в 1999 году Тони Дюкетт оставался любимцем Америки и востребованным декоратором. И сегодня он, получается, тоже на коне. Покровительница Тони, Элси де Вулф, как-то сказала ему: “Через сто лет ты займешь свое законное место в дизайнерском “зале славы”. Так долго ждать не пришлось. И это естественно – попасть в волшебную страну хочет каждый, а в холодном и сухом современном мире – особенно.

Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 12
В 1952 году Тони Дюкетт создал декорации и костюмы к постановке оперы Рихарда Штрауса “Кавалер роз” в Опере Сан-Франциско.
Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 13
Спальня в палаццо Брандолини.
Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 14
В доме Дюкетта в Беверли-Хиллз сейчас живет его бывший партнер Хаттон Уилкинсон. Он бережно хранит декоративные мелочи, сделанные Тони.
Субъект культа: Тони Дюкетт - фото 15
Один из последних проектов Дюкетта — интерьер палаццо Брандолини в Венеции, созданный для светской пары Джона и Доди Розенкранц.

Текст: Иэн Филлипс

Читайте также