Елена Притула для нашего журнала не просто персонаж знакомый (мы неоднократно печатали ее проекты), а прямо-таки настоящий “инсайдер”: много лет назад она работала у нас редактором. Потом, признавшись в некоторой усталости от интерьерной тематики, на какое-то время убежала в Vogue. А потом решила покончить с глянцевой прессой вообще и погрузилась... в ту самую сферу, которая утомила ее в AD: стала дизайнером интерьеров.
Когда-то Лена блестяще “конструировала” журнальные тексты, теперь планирует архитектурные пространства. Дизайн интерьеров для нее – не просто выкраска стен и подбор подушек: она сама просчитывает в проектах абсолютно все, от инженерных коммуникаций до отделочных работ.
Широта подхода для человека с кандидатской степенью в области истории искусства – вещь нормальная. Способность вникать во все строительные тонкости далеко не так понятна и ожидаема, но вызывает едва ли не большее уважение. И ее рассказ о работе над проектом в конечном счете продемонстрировал такое же сочетание практических и творческих черт ума и характера.
Заказчица интерьера Мария Ерастова вышла на Притулу самым приятным для нашей редакции образом – по публикации в AD. Мария, молодая самостоятельная москвичка с ребенком, отличается отменным вкусом, любит путешествовать, увлекается современным искусством и дружит со многими столичными галеристами и художниками: Эльвирой Тарноградской из галереи Artika Project, группой “ВГлаз”, Дмитрием Ханкиным, Марией Байбаковой, Марианой и Мадиной Гоговыми из галереи Artwin. Именно они научили девушку, привычную к классике, ценить модернизм.
Однако одним из критериев выбора дизайнера для квартиры в новостройке напротив британского посольства была способность соединить уют с искусством: сделать интерьер, пригодный как для жизни с мальчишкой-сорванцом, так и для экспонирования картин. “Арт-объекты должны были не потеряться на фоне остальной обстановки”, – комментирует Лена.
Квартира площадью 150 м² считалась двухкомнатной. Сдана и куплена она была без отделки. “Все как обычно: бетонная коробка, голые стены. Сразу с порога ты проваливался на бетонное перекрытие, – улыбается Притула. – Но окна были замечательные, сразу было понятно, что в интерьере главную роль будут играть свет и воздух. Однако расположены окна были по одной стене, что вместе с наличием несущих опор сразу создало определенные ограничения в планировке”.
А меж тем планировочная задача стояла серьезная. В “двухкомнатную” квартиру нужно было помимо спальни с гардеробной для хозяйки, детской для ее сына и хозяйственных помещений вместить столовую с изолированной кухней и просторную гостиную – Мария очень гостеприимна, любит устраивать обеды-ужины, плавно переходящие в расслабленные вечеринки. Для последних в гостиной непременно был нужен большой диван и пуфик со скамьей, готовый служить и столиком, и дополнительным посадочным местом.
Глядя на просторные, чистые комнаты, ни за что не скажешь, что дизайнеру пришлось поломать голову над планом. Светлые стены, лепные карнизы – квартира выглядит так, словно находится в Париже и за окнами шумит бульвар Капуцинов. Эффект, как и положено в “европейской” по интонации квартире, достигается за счет тонкостей отделки и сочетания фактур – за их выбором хозяйка, к слову, тщательно следила.
Стены, например, сделаны светлыми, но не белыми. “Белые стены в нашем климате создают эффект операционной”, – поясняет Лена. Краска при этом моющаяся. “Сын хозяйки – настоящий пират, и нужно было предусмотреть возможность без лишнего труда приводить квартиру в порядок после его игр”. Лепнина делалась по Лениным эскизам специально, чтобы “ответить” неоклассическим фасадам здания. Оттенок мрамора для фальшкамина подбирался к цвету стен. Дубовый паркет несколько недель вручную выкрашивался под орех.
Притула дотошно перечисляет технические подробности системы управления кондиционерами и колонками. А потом начинает говорить о тканях для штор. “Это велюр с тонким переливчатым ворсом, он играет и преломляет свет по-разному в разное время года. Летом квартира кажется зеленоватой – она на втором этаже, за окнами деревья. Зимой выглядит гораздо теплее. А прозрачные шторы сшиты из ткани наподобие крепдешина, как блузки 1940-х. Она рассеивает свет мягко и деликатно, придавая обстановке эффект сфумато”. Сфумато – значит “в дымке”, это термин из живописи эпохи Ренессанса. И слыша его из Лениных уст, я очередной раз поражаюсь тому, как непринужденно сочетаются в ней практик и художник.
Текст: Евгения Микулина Стилист и продюсер: Наталья Онуфрейчук
Интерьер опубликован в коллекционном номере “100 лучших архитекторов и дизайнеров России 2015”. iPad-версию можно скачать в нашем киоске в App Store по ссылке.
Фото: сергей ананьев