Отрекаясь от старого мира, Россия в первую очередь разоряла дворянские гнезда, большие и в особенности малые – у них не было шансов стать музеем, в лучшем случае в этих скромных усадьбах на какое-то время размещались пионерские лагеря либо туберкулезные диспансеры.
И прячутся теперь в тени заросших парков, больше похожих на сорный лес, не милые русскому сердцу “дома с мезонинами”, а жалкие руины, которые трудно назвать живописными.
Исключения из этого правила настолько редки, что историю усадьбы Никольское можно считать настоящей сказкой со счастливым концом. Ее новые хозяева Наталья Павчинская и ее супруг решили не просто вернуть к жизни главный дом и окружавший его парк, а сделать это в абсолютном соответствии с реставрационными нормами. Реализацией проекта занялись архитекторы “Мэрал-студии” во главе с Евгением Полянцевым, профессором кафедры реконструкции и реставрации МАрхИ. Консультантом выступила Лидия Шитова, ведущий специалист в области научной реставрации.
К моменту начала работ дом представлял собой заваленную мусором руину с полуобрушенными стенами без кровли и оконных переплетов. “Как мы думаем, здание выстроили в последней четверти XVIII века, в переходный период от архитектуры барокко к классицизму, по типовому проекту, купленному за границей. Проект, очевидно, был двухэтажным, но местный зодчий по русской традиции добавил ему мезонин”, – рассказывает Евгений.
В общей сложности процесс реставрации усадьбы занял пять лет. На первом этапе вывозили мусор, разыскивали вывалившиеся из кладки кирпичи и белый цокольный камень (много растащенного материала удалось выкупить у жителей окрестных деревень), восстанавливали наружные стены и сушили дом. Выяснилось, что построен он был качественно: за две с половиной сотни лет не дал никаких просадок. Вопросы внутренней планировки решались с учетом потребностей современной жизни, но и здесь старый дом не подвел. Как вспоминает Евгений, достаточно было следовать планировочной логике, которая там была заложена изначально, и пазл из задач, поставленных хозяином, – разместить на 680 квадратных метрах шесть спален с собственными ванными комнатами и гардеробными, гостиные, кабинет – сложился чуть ли не сам собой.
Параллельно со строительством шли работы в парке: восстанавливали дорожки и газоны, лечили старые деревья, убирали лишние. Ольга Дробнич, руководитель компании “Парковая реставрация”, говорит, что для них было важно сохранить уникальный напочвенный покров – весной парк стоит весь в цветах, подснежники и душистые фиалки растут там с давних времен безо всякого ухода.
Превратить историческое здание в комфортабельную резиденцию XXI века было предложено нью-йоркскому декоратору Стеф-Альберту Ботме. “Меня сразу покорила красота этого места, – рассказывает он. – Помню, как я бродил по большим комнатам с высокими потолками и невероятно толстыми стенами, любовался видами из окон, и мне захотелось впустить в дом безмятежность окружающей природы, создать не перегруженные деталями интерьеры, где легко дышится, где правят чистые линии, простые формы и натуральные материалы”.
Перекидывая символический мостик в прошлое и стараясь подчеркнуть важную роль искусства в жизни русской аристократии, для всех комнат он написал картины в стиле разных направлений живописи. Мебель и аксессуары для своих проектов Стеф-Альберт всегда разрабатывает сам. Ключевым объектом в интерьере Никольского стала для него большая лестница, спроектированная “Мэрал-студией” и изготовленная в Италии из металла и дерева. Эту комбинацию он повторил во многих предметах обстановки, причем в большинстве случаев использовал вторично переработанный русский дуб, который нашел... в Америке.
Чем не сказочный поворот судьбы? Старый русский дуб, экспортированный в США и ставший частью современной дизайнерской мебели, возвращается в Россию, чтобы украсить восстановленную усадьбу.
Текст: Рита Зотова Стилист и продюсер: Наталья Онуфрейчук
Фото: уильям уэбстер