С порога Добровинский спрашивает: “А вы задумывались когда-нибудь, что в Советском Союзе было очень много коммерческой рекламы?” И тут же демонстрирует один из самых ярких примеров и заодно свое последнее аукционное приобретение – рекламный плакат Моссельпрома авторства Александра Родченко и Владимира Маяковского.
“Это классика, – говорит Добровинский. – Москву 1920-х невозможно представить себе без этих острых выкриков в духе “Все специи какие надо/От горчицы до маринада” с рублеными шрифтами и броскими цветами”. Но началась история его коллекции совсем не с агиток советской торговли.
Сначала Добровинский купился на французское ар-деко. Первым его приобретением стал плакат “Нормандия”, созданный Адольфом Муроном Кассандром для Трансатлантической компании в 1938 году. Он является не только классикой графического дизайна межвоенной эпохи, но и одной из самых вожделенных находок для любителей жанра. Если в середине 1990-х “Нормандию” можно было приобрести за $7000–9000, то сейчас ее цена доходит до $150 000. “Я, как новичок в этом виде коллекционирования, сперва опешил перед ценами – за такие деньги можно купить передвижника третьей руки, а тут тиражный продукт! – рассказывает Добровинский. – Но по зрелому размышлению понял, что не такой уж он и тиражный. Сами подумайте, выпускалось таких плакатов максимум две тысячи экземпляров, львиная доля их развешивалась на улице, а значит, пропадала, и остается не больше тридцати нетронутых штук – ими-то и оперируют современные аукционы”.