Обычные кинорежиссеры, снимающие романтические комедии или духоподъемные драмы, спокойно могут стирать границы между жизнью и творчеством и существовать в обстановке, напоминающей их фильмы. Но что делать Найту Шьямалану? На его счету ни одного “нормального” фильма, всё сплошь таинственные и жуткие истории, полные невообразимых монстров и непобедимых страхов. Такие сюжетные ходы плохо сочетаются с понятием домашнего уюта. И тем не менее у поместья, которое он купил в 2004 году, вскоре после съемок мистического триллера “Таинственный лес”, есть кое-что общее с атмосферой этого тревожного фильма.
Поместье Рейвенвуд раскинулось по живописным зеленым холмам к западу от Филадельфии, города, где Шьямалан вырос. Пятьдесят гектаров лесов и лугов окружают красивый особняк 1937 года постройки, выдержанный в имитирующем XVIII век новогеоргианском стиле.
Это совершенно идиллическое место: находясь там, невозможно представить, что буквально в паре километров пролегает гигантское оживленное шоссе. Сюжет “Таинственного леса”, если кто забыл, строится вокруг похожей ситуации: жители деревеньки, затерянной посреди темных лесов, понятия не имеют, что цивилизация совсем рядом. Когда Шьямалану указывают на эту параллель, он улыбается: “И правда похоже. Но в момент покупки мне это сходство как-то в голову не пришло”.
На самом деле, конечно, Шьямалан покупал недвижимость с вполне практическими целями. В течение многих лет они с женой Бхавной держали коттедж для уик-эндов в окрестностях Пенсильвании. Но им был нужен большой дом, в котором растущая семья (у пары три дочери) могла бы жить круглый год. Когда режиссер наткнулся на Рейвенвуд, хозяева были на грани заключения сделки с другим покупателем. Но Найт сразу влюбился в поместье и сообщил риелтору: “Этот дом будет моим”. Сделка и правда сорвалась, и Шьямалан получил желаемое.
Изначально режиссер хотел сделать в доме только “небольшой ремонт”. Ну и придать обстановке некоторой романтичности. Продюсер Скотт Рубин познакомил Найта с архитектором Ричардом Кэмероном, специализирующимся на исторических проектах. Очень скоро небольшой ремонт превратился в масштабную перестройку. Кэмерон рассказал Шьямалану о том, как создаются английские замки: поколение за поколением прибавляют к дому новые части в более современных стилях.
Он предложил запустить этот процесс в обратном направлении: пристроить к основному зданию псевдо XVIII века новый корпус – псевдо XVII века. Так и поступили: к стоявшему на участке дому площадью 1400 м2 добавили двухэтажный “дом привратника” (еще 1200 м2), соединенный с основным корпусом оранжереей. В новом строении находятся офис Найта, его коллекция реквизита и гостевая квартира. Фасады пристройки – чистый XVII век: башенки, каменные арки. Только рва не хватает.
Что же касается интерьеров, то в них тоже решили придерживаться английского стиля. Вернее, англофильского: декор пронизан не цитатами из традиционной британской архитектуры, а сентиментальными ассоциациями с ней. В фойе имеются строгие елизаветинские панели. На кухне ощущается веяние Arts & Crafts. Библиотечное крыло, которое Кэмерон пристроил в конце длинного холла, классически георгианское. За одним из шкафов из белого дуба спрятан вход в бильярдную. Но, несмотря на все исторические аллюзии, Рейвенвуд – живой и уютный дом с бассейном, баскетбольной площадкой и большим домашним кинотеатром в подвале (деталь скорее в стиле золотого века Голливуда, чем старой доброй Англии).
Снаружи ландшафтный архитектор Барбара Пака разбила впечатляющий парк – как и постройки Кэмерона, похожий на английский. Среди прочего имеется поляна, окруженная фруктовыми деревьями, и расположенный на пониженном рельефе цветник. В принципе сад придуман как рай для живущих в доме “маленьких принцесс”: атмосфера в нем сказочная, и для каждой дочки режиссера выделена своя садовая “комната” (круглая, прямоугольная и овальная).
Учитывая все эти строительные усилия, трудно поверить, что сами интерьеры Шьямалан попросил оставить незаконченными. Основную мебель он, конечно, купил (с помощью дизайнера Дэвида Кляйнберга). Но “сделанного” дизайнерского интерьера режиссер с женой не допустили – им хотелось самим декорировать поместье с течением времени. “Для Найта этот дом – поистине семейный”, – объясняет архитектор. Шьямалан добавляет: “Когда пройдут годы и дочери вырастут, мы с женой останемся здесь: просто двое счастливых стариков, живущих в мире”.
Описывая свой дом, режиссер часто употребляет слово “убежище”. Именно убежище нужно, чтобы спрятаться от монстров и обеспечить фильму счастливый конец. Шьямалан знает это, как никто другой.
Текст: Дэвид Колман
Фото: Eric Piasecki