Сергей Чобан – один из самых востребованных русских архитекторов за границей. Это занятный факт, потому что у нас некоторые воспринимают его как иностранца. Все это в силу того, что хоть и родился Сергей в Ленинграде, но в 1990-х годах перебрался в Германию и получил там второе гражданство.
Архитектору есть чем гордиться: например, на его счету синагога на Мюнстершештрассе в Берлине, которая была признана одним из ста самых интересных дизайнерских событий в 2008 году. Ну а в России славу ему принесла башня “Федерация”, которую он спроектировал, в Москве-Сити. Сергей до сих пор не устал от профессии и так же увлеченно занимается всеми проектами. Но в этом материале – не про монументальные здания: здесь про собственную квартиру Сергея Чобана в Санкт-Петербурге.
Надо признаться, что со многими архитекторами, которые строят грандиозные современные объекты, происходит своего рода профессиональная деформация, и собственные жилища они обустраивают строго и минималистично, если не сказать холодно. Квартира Сергея Чобана в этом смысле нетипична. “Этот проект вообще не показателен для моей деятельности, потому что в основном я делаю большие здания и общественные интерьеры, – говорит архитектор. – Но в этой работе Аня (архитектор и дизайнер Анна Резник, работавшая совместно с Сергеем Чобаном на этом проекте) и я постарались сохранить важную для меня ноту – сочетание старого и нового, восстановленной среды и контрастных с ней привнесенных элементов. А это важная черта для меня и в современной городской среде вообще”.
В этой квартире когда-то жили дедушка и бабушка Сергея, потом стал жить он со своими родителями. Надо заметить, облик квартиры со временем серьезно поменялся – в нем стало пропадать ощущение “как дома”. Поэтому архитектор захотел вернуть характер “типичной питерской квартиры в типичном питерском доме с типичным питерским двором-колодцем”. Так что работа над этой квартирой была сродни путешествию в прошлое. Но это одна сторона процесса. С другой – необходимо было привнести в интерьер дух времени и присущие современности технологические достижения.
Квартиру пришлось полностью демонтировать и дальше по рисункам и эскизам воссоздавать. Интерьер проектировался ориентированным на одного конкретного человека – Сергея Чобана: на его восприятие пространства, его уклад жизни и эстетические предпочтения. Квартире вернули планировку “из детских воспоминаний” – анфиладу из трех комнат вдоль улицы с проходной средней комнатой и двухстворчатыми дверями.
Там, где сейчас сделан кабинет для рисования, был раньше кабинет деда, потом папы. Вход в кабинет возможен сразу из прихожей. Вторая комната – это гостиная, в ней важное место занимает рояль Diederichs. А в спальню (в которой, кстати, сохранилась старая печь) можно попасть и из кабинета, и из гостиной.
Кухня расположена на другой стороне коридора и отделена от него деревянной решетчатой дверью со стеклянными проемами, сквозь которые виден типичный петербургский двор, который Сергей Чобан много раз рисовал.
Потолки, лепнина, двери, окна, часть стен, обои, полы с “елочкой”, плинтусы и деревянные порталы дверей – все это было нарисовано и спроектировано заново. Кстати, на обоях был повторен тот рисунок, к которому архитектор привык в детстве, правда, в измененном цвете, приближенном к серо-охристо-золотистой гамме интерьера. “Это осуществил замечательный московский мастер Николай Фетисов, с которым я реализовывал и цветовое решение стен выставки из Музеев Ватикана в Государственной Третьяковской галерее”, – рассказывает архитектор.
В обстановке оставили все, что было важно для сохранения атмосферы петербургской квартиры. Остальные предметы либо намеренно контрастные, либо тон в тон, но минималистичные по дизайну.
“Основной целью и трудностью было найти баланс между ностальгией и ощущением сегодняшнего дня, не уходя через меру ни в ту ни в другую сторону”, – замечает архитектор. И это удалось. Вышла удобная гостеприимная квартира, но с использованием технических новинок и современных предметов и при этом хранящая дорогие сердцу воспоминания.
Текст: Мария Крыжановская
Фото: Патрисия Паринежад