Дом Сергея Кузнецова стоит на границе с лесом. Забор между ними чисто символический, а штор на огромных окнах здесь не держат принципиально, так что любой случайный грибник имеет возможность в подробностях изучить, как живет главный архитектор Москвы.
“Ну и в чем проблема? – недоумевает Кузнецов. – Я за то, чтобы люди друг друга видели. Меня это не смущает. Я считаю, что это элемент социального контроля”. В этом вопросе Кузнецов напоминает голландцев, которые не зашторивают окон по схожим причинам, но в остальном его жилище гораздо ближе к русским традициям, чем можно подумать, глядя на современный, украшенный большими окнами фасад.
Идея дома родилась у Кузнецова параллельно с работой над проектом Дворца водных видов спорта в Казани – это огромное сооружение из стекла и дерева он построил вместе с Сергеем Чобаном, еще до того, как заступить на пост главного архитектора Москвы.
Масштаб сооружений совсем разный, но выбор материала в обоих случаях был обусловлен идейными соображениями – Кузнецов считает, что архитектура должна быть связана с корнями: “Я ревностно отношусь к технологиям и материалам – продукт строительства должен быть рожден на месте. Да и стандарты экологичности, хоть я и не люблю это слово, тоже учитывают происхождение материала”. Ну а ничего более “корневого” и экологичного, чем дерево, в России действительно не придумать.
С экономической точки зрения это тоже идеальное решение. Во-первых, сложенный из клееного бруса дом не потребовал отделки, благо Сергей любит цвет дерева и даже нарочно выбирал материал с ярко выраженной текстурой.
А во-вторых, постройка настолько хорошо держит температуру, что удалось обойтись без климат-контроля, а это тоже было принципиальным моментом. “Концепция заключалась в том, чтобы не делать лишние инженерные системы, потому что они небезопасны для человека”, – объясняет архитектор.
Проект в нынешнем его виде родился со второй попытки. Кузнецов рассказывает, что сперва начал рисовать будущий дом, опираясь на план участка, а потом приехал на место, походил среди деревьев и все переделал, отталкиваясь от реальной ситуации, в частности – от движения солнца (именно поэтому обитатели дома легко обходятся без занавесок). Серьезных корректировок во время стройки уже практически не было. “У меня до сих пор стоит макет, и видно, что изменения минимальны”, – говорит хозяин.
Вообще, если пытаться охарактеризовать этот проект, а заодно и его автора каким-то одним словом, то лучше всего подойдет прилагательное “рациональный”. К примеру, заботы об интерьере были возложены на дизайнера Инну Раннак, хотя, казалось бы, что мешало хозяину заняться этим самому?
“Я верю в профессионализм”, – объясняет он. По той же причине в доме нет ни одной вещи, сделанной на заказ: “Фабричная мебель шлифуется годами. Наивно думать, что можно взять и сделать с ходу лучше. Это месяцы работы, сотни образцов. Зачем это нужно, когда есть масса уже готовых классных вещей?” При этом обстановка в доме почти минималистская, хотя хозяин и готов с этим поспорить – просто у каждого свои привычки.
Сергей Кузнецов с семьей хоть и живет под боком у леса, но единение с корнями в его случае ограничивается выбором материала. “Я не хочу изображать ни барина с усадьбой, ни крестьянина с хозяйством, – говорит он. – Поэтому планировочные и дизайнерские решения здесь городские. Я ведь городской человек и хочу оставаться самим собой”.
Интерьер опубликован в коллекционном номере "Лучшие дизайнеры и интерьеры России", который можно скачать бесплатно в нашем киоске в App Store.
Текст: Анастасия Ромашкевич
Фото: Патрисия Паринежад