Вилла с садом в Бельгии

Архитекторы Клер Батай и Поль Ибенс построили фальшивую модернистскую виллу для настоящей коллекции современного искусства.
Вилла с садом в Бельгии

Яне верю в декоративные способности искусства. По-моему, художник творит совсем не затем, чтобы украсить чей-то салон. Современное искусство находится в плоскости не эстетической, а скорее интеллектуальной. Обладать им, смотреть на него иногда, думать о нем – да, вешать на стены – нет”.

жан-пьер габриель

Трудно поверить, что автор этой парадоксальной тирады и хозяин этого дома (как видно невооруженным взглядом, представляющего собой небольшой музей современного искусства) – одно лицо. Но противоречия тут нет. В юности мы любим блондинок, потом женимся на брюнетках – всё меняется, в том числе и взгляды на искусство в домашних условиях. Когда-то бельгийский коллекционер предпочитал хранить свои приобретения подальше от людских глаз, теперь ему захотелось их достать и выставить. Возможно, у него просто не было подходящего дома?

жан-пьер габриель

“Раньше я жил в классических бельгийских домах, – рассказывает наш герой. – Анфилады узких комнат, лестницы, темные коридоры. Искусству там просто не было места, тем более современному. Поэтому когда я решил наконец-то показать часть своей коллекции, я начал присматриваться к домам в модернистском стиле”.

жан-пьер габриель

В Бельгии с этим проблем нет, так что недвижимость нашлась быстро. Единственное, от самого дома, модернистской виллы, осталось всего ничего – один фасад да фундамент. Но, похоже, нашего коллекционера это не смутило, а даже обрадовало. Ведь с точки зрения искусства новый дом – это даже лучше. Можно спланировать его уже с учетом будущих шедевров.

жан-пьер габриель

Сад тоже выглядел не очень хорошо, но в зарослях бурьяна и полузасыпанной яме угадывались прямые линии аллей и строгие очертания бассейна. Перголы потеряли форму, но за них по-прежнему цеплялись ветки роскошных глициний. В документах значилось, что ландшафтный дизайн разработал Рене Пешер, главный бельгийский садовник ХХ века. Это и решило дело.

жан-пьер габриель

Для реанимации сада и строительства дома коллекционер пригласил архитекторов Клер Батай и Поля Ибенса. Выбор банальный (они очень любимы бельгийскими буржуа со вкусом), но логичный (их собственный стиль очень напоминает модернизм). Архитекторы не подвели.

жан-пьер габриель

Спроектированная ими вилла – прямые линии, пропорции, основанные на золотом сечении, большие окна – настолько хорошо вписалась в окружение, что кажется, будто именно она и была тут построена в 1930-е годы. Если дом – это модернизм фальшивый, то сад восстановили в точности. Стиль Рене Пешера – это модернизированный французский парк: строгий и симметричный, однако скромный и без излишеств.

жан-пьер габриель

Интерьер дома ровно такой, какой нужен для показа современного искусства: большие комнаты, высокие потолки, белые стены, много рассеянного света и мало мебели. Мебель – винтаж или на заказ. Больше всего потрудился французский дизайнер Мартен Секели, который разработал книжные шкафы для библиотеки и два стола. По тому, как отлично смотрятся арт-объекты, видно, что расположение продумывалось еще на стадии планирования. Но хозяин утверждает, что “экспозиция” непостоянная. Мы уже поняли, характер у него переменчивый.

жан-пьер габриель

Текст: Жан-Пьер Габриель

Фото: жан-пьер габриель