Виллу на побережье Португалии архитектор Андреас Мёршель построил для человека, с которым чуть было не породнился, – одно время он встречался с его сестрой. Конец этого романа не помешал мужчинам сохранить добрые отношения. Забавно, что Андреас – немец, живущий в Португалии, а его заказчик, наоборот, португалец, который немало времени проводит в Германии. В этом смысле они антиподы, а противоположности, как известно, притягиваются – и вот перед нами суровый плод их мужской дружбы.
Вилла стоит посреди соснового леса на небольшом возвышении. Архитектор обыграл это, устроив рядом с ней двадцатиметровый бассейн – кажется, что вода, в которой отражаются кроны деревьев, медленно утекает в ландшафт. Любоваться этим медитативным зрелищем можно через раздвижные стеклянные стены, которые служат еще одним средством связи между домом и его окружением. Стеклянные стены предусмотрены в том числе и в ванных. При желании их можно зашторить с помощью широких автоматизированных жалюзи, но, учитывая, что дом одиноко стоит посреди участка площадью шестнадцать гектаров, прятаться здесь особо не от кого.
Мёршель рассказывает, что вдохновлялся архитектурой стран Востока. Распластанная по земле одноэтажная вилла, состоящая из трех павильонов, увенчанных крышами с широкими свесами, действительно напоминает традиционные японские дома, а решетки, частично прикрывающие стеклянный фасад, явно родом откуда-то из Юго-Восточной Азии. Чуть в стороне стоит еще одно здание, построенное по тому же принципу, так что вся эта композиция напоминает маленькую деревеньку.
Внутри тоже чувствуется японское влияние, только уже современное: интерьер очень лаконичен, мебели мало, декоративных деталей еще меньше, отделка частично из дерева, частично вообще отсутствует – в доме много бетонных поверхностей. На полу и на стенах ванной – крупная керамическая плитка, такая же серая, как бетон. Но если у японцев обычно каждый сантиметр на счету и все очень компактно, то тут кругом простор.
Общая площадь главного дома – чуть меньше четырехсот квадратных метров. Самый большой павильон отведен под открытую общественную зону, посреди которой имеется бетонная выкладка – внутри нее прячется кухня, а одна из боковин служит порталом минималистского камина. В павильоне поменьше находятся покои хозяина, а в самом маленьком – две небольшие гостевые комнаты.
Близость дома к океану смягчает летнюю жару, но Мёршель позаботился о том, чтобы его заказчик вообще не зависел от погоды. Под облицованной цинком крышей здания скрывается “бутерброд” из терморегулирующих прокладок и мембран. Имеются также солнечные батареи, мощности которых должно хватить для того, чтобы обеспечить хозяина горячей водой, подогреть полы в ванных и даже воду в бассейне. Так что дом хоть и прост с виду, начинка у него высокотехнологичная. В настоящем мужском доме без этого никуда.
Текст: Анастасия Ромашкевич
Фото: роланд хальбе