Какие имена приходят на ум в первую очередь, когда слышишь фразу “знаменитый английский архитектор”? Правильно: Ричард Рождерс, Норман Фостер, Уильям Олсоп... Все – разной радикальности модернисты, основатели новых тенденций, любители сложных технологических конструкций. Имя Куинлана Терри в этом растиражированном списке не значится, хотя они с Роджерсом окончили одно и то же учебное заведение – лондонскую Архитектурную ассоциацию. Да и резонанс в профессиональной прессе его работы вызывают нешуточный. Споря о его работах, критики называют его то величайшим архитектором Англии, то консервативным занудой, который вредит прогрессу.
Причина того, что столь значимое для современной архитектуры имя не на слуху у широкой публики, проста. Куинлан Терри – архитектор-классицист. Он сознательно строит дома по образцу вилл Палладио и его английских последователей XVIII века – лорда Берлингтона, сэра Джона Ванбру и Уильяма Кента. И глядя на его проекты, люди зачастую просто-напросто не понимают, что перед ними современные здания – они искренне считают их подлинными памятниками архитектуры.
Вилла “Венето”, построенная Терри в конце 1980-х в районе Ридженс-парка, – очень показательный пример. Она – один из шести домов жилого района, который девелоперы заказали Терри, справедливо сочтя, что только ему по силам возвести в этом месте нечто новое, не нарушив исторической гармонии.
Все шесть вилл (они носят названия “Ионическая”, “Готическая”, “Коринфская” и так далее) являются упражнениями на тему классических ордеров – или традиционных стилей. Так, план виллы “Венето” создан по мотивам двух вилл Палладио, Дзена и Бадоер, а ордерная композиция фасада (сочетание дорических пилястр на первом этаже и ионических на втором) напоминает лоджию палаццо Корнаро в Падуе (подробнее о легендарном палаццо читайте здесь: Вилла Корнаро архитектора Андреа Палладио).
На фасаде виллы у Терри правит XVII век, но интерьеры у нее XVIII века – грамотная смесь английских и венецианских деталей. Конечно, тут есть приметы и нашего времени вроде гаража и бойлерной. Но в целом дом выглядит настолько аутентично-старинным, что, попав в него, впору поверить в существование машины времени.
В георгианском стиле у Терри выдержано все – и отделка и обстановка: чтобы сохранить целостность картины и при этом не раздувать непомерно бюджет, он обставил комнаты не антиквариатом, а репликами мебели XVIII века.
И пусть проходящие по улице люди не знают, что у виллы есть вполне себе живой, известный автор. Зато ее хозяевам можно позавидовать: они живут в шедевре современной архитектуры. Пусть и похожем на шедевры архитектуры исторической.
Текст: Барбара Стоэлти
Фото: рене стоэлти