Получив предложение достроить и оформить дом на Рижском взморье, Александр Кратович отправился туда один, посмотрел на начальные этапы стройки и вовсе отказался от проекта: переделывать чужую, особенно не очень качественную работу архитектор не любит. Хозяин дома оказался человеком настойчивым — ему очень понравилась квартира коллеги, которую оформлял Александр, и о другом архитекторе слышать он ничего не желал.
Так состоялась их личная встреча. “Когда я увидел заказчика, то сразу понял, что стиль модернизм, в котором начали строить его дом, такому человеку совершенно не близок. Он выглядит как истинный англичанин — высокий, элегантный, в идеально скроенном темно-синем костюме. Это первое впечатление для меня всегда является подсказкой, как делать интерьер, и по стилистике, и по цвету, и по экспрессивности дизайна. В данном случае мне стало совершенно понятно: будет английское палладианство!” — делится архитектор.
Классикой Александр увлекся давно и серьезно: “Сложность работы в классике заключается не только в том, что нужны глубокие знания истории и стилей — важнее умение прорисовывать детали и фрагменты архитектуры. Но самое трудное — сделать классику актуальной, найти такие ходы в решениях, чтобы она не противоречила современности”. Вдохновение архитектор искал во время путешествия в Виченцу, которую называют “городом Андреа Палладио”.
Сделав эскиз будущего дома с привязкой к уже существующей постройке, Александр получил от заказчика одобрение и приступил к работе. Ему сразу вспомнилось, почему он не любит браться за недострои: строительных ошибок оказалось так много, что проще было снести все и сделать заново. Так и поступили. “Первоначальный бассейн был построен с нарушением гидроизоляции, там даже трещины пошли, поэтому нам пришлось его выкопать полностью, на много метров в глубину, и построить все заново. Мне казалось, что мы строим метро”, — смеется Александр.
Размах стройки был действительно впечатляющий. Участок в Юрмале заказчику достался по реституции: раньше он принадлежал их семейному роду и перешел новому хозяину по наследству, поэтому речь шла о семейной резиденции. Получился дом площадью 1200 м², в котором есть все: помимо основного состава помещений типа спален, кухни, гостиной и столовой тут имеется бассейн, киноконцертный зал со сценой для небольших представлений, бильярдная, гостевые комнаты, библиотека и винный погреб.
Казалось бы, как возможно уместить такое множество помещений на не самом большом участке? Александр решил оттолкнуться от ландшафта, где перепады высот доходят до семи метров, и будущий дом стал расти не в ширину, а в высоту — получилось целых пять этажей. Над оформлением участка тоже пришлось серьезно поработать: полив и удобрение всех растений управляется с компьютера, и во время монтажа всех коммуникаций и электроники участок напоминал скорее радиосхему, чем умиротворяющий сад.
Работу над интерьером Александр всегда начинает с поиска искусства и с удовольствием об этом рассказывает: “Здесь его очень много, каждый предмет я искал долго и тщательно. Например, гравюры в кабинете из небольшого тиража, они есть в коллекции Петра I; картины французского художника Буля; цветные гравюры начала XIX века с видами Лондона; статуя XIX века у обеденного стола; трое часов, сделанных во Франции в XVIII веке, в кабинете, гостиной и холле — я нашел их с большим трудом по каталогам, и их привезли из Европы”.
В интерьере много скульптур, Александр намеренно использовал их, чтобы создать атмосферу английского дома. Цветовая гамма тоже относит нас к Англии — в интерьере использованы насыщенные красные, зеленые и синие оттенки. Всю мебель заказывали на разных европейских фабриках, но кое-что переделали: настольные лампы у кровати были с коричневыми абажурами, пришлось их перекрасить под цвет изголовья кровати и покрыть лаком для блеска.
Работа растянулась на целых пять лет, за это время заказчик почти не вмешивался, даже шутил: “У меня есть архитектор, зачем мне заниматься объектом?” Мы с ним согласны: архитектору с таким подходом можно смело довериться.