Каждый человек может о чем-нибудь мечтать. Например, о жизни в настоящем замке или об оформлении интерьеров в нем. “Разработать дизайн для всех помещений замка с многовековой историей в долине Луары, мне кажется, можно считать работой мечты взрослого состоявшегося человека, – говорит дизайнер Ольга Зубова. – Обстановка предполагала бережное и уважительное отношение к старинным стенам и воссоздание исторической атмосферы. Но хозяйка не хотела жить в “пыльном гобеленовом мешке” и правильно заметила, что в каждом столетии люди, обитавшие тут, вносили в интерьер свою лепту, поэтому ничто не мешает нам сделать то же самое!” Так в жизни замка начался новый этап.
Историческое здание состоит из нескольких частей. Самая ранняя, готическая часовня, относится к XVI веку. В последующие два столетия к ней пристроили по одному крылу. Нынешний владелец возвел еще одну постройку и таким образом замкнул периметр. Так у замка появился внутренний двор.
Реставрацией фасадов и строительством новой части занималась французская компания Bouygues, Ольга же – только интерьерами. “Первое, что я увидела, проходя по помещениям, – рабочих, которые кувалдой ломали старый камин!” – вспоминает она. Портал дизайнеру удалось спасти, но трещина-шрам на нем все-таки осталась. Также сохранили и отреставрировали все потолки и межкомнатные двери. “Мы с уважением отнеслись к историческому каркасу, а классический интерьер освежили, разбавив его современными элементами”, – продолжает Ольга.
Практически в каждой комнате вещи с историей соседствуют с современными и сделанными на заказ. Их собирали по всему миру. Антиквариат покупали как на известных ярмарках и выставках, таких как Masterpiece London, TEFAF в Маастрихте и BRAFA в Брюсселе, так и на маленьких блошиных рынках. Новую мебель тоже заказывали в разных странах. К примеру, стулья в парадную столовую прибыли из Канады. Только там нашлись большие, удобные, но при этом изящные модели. Обеденный стол вырезали краснодеревщики из итальянской провинции Монца-э-Брианца, портьеры из текстиля старинной венецианской мануфактуры шили в Москве, а ковры ткали во Франции, Италии, Иране, Непале и Пакистане. “Каким бы красивым ни был интерьер, он должен быть функциональным и удобным, служить человеку, обеспечивать ему визуальный и эргономический комфорт во время долгого званого ужина или чтения книги у камина”, – объясняет дизайнер сложную географию происхождения предметов.
В кабинете хозяйки, расположенном в готической часовне, на ковре, сотканном по архивным эскизам фабрики Braquenié, стоят вырезанные на заказ письменный стол и стулья в готическом стиле. Прототипом для них послужила мебель XVII века из одной французской библиотеки, где Ольга искала информацию про замок. Бронзовые подсвечники – из католического собора. Чтобы собрать не просто достоверный, а гармоничный и жилой интерьер из такого количества разнообразных вещей, необходимо вложить много сил. Но результат стоил того: старинный замок превратился в уютный дом для большой семьи.
“Подлинный классический интерьер довлеет над человеком, он душный и был хорош для своей эпохи. У современного человека другие потребности и стиль жизни”, – говорит Ольга. Секрет “легкого” интерьера – в умеренности, чувстве юмора и смелости. Дамский салон предполагалось богато оформить гобеленами, но когда повесили два полотна, поняли, что этого достаточно, иначе есть риск получить тот самый “пыльный гобеленовый мешок”. В одном из гостевых сюитов стены отделаны светлым шелком с вышитым узором туаль-де-жуи. Этой же тканью, предварительно раскрашенной флуоресцентными фломастерами, обтянули стул. Дизайнер считает, что сочные цвета радуют глаз, а необычные фактуры оживляют классический интерьер.
Дочерям-близняшкам дали возможность выбрать оттенки велюра для их кроватей. Одна предпочла изумрудно-зеленый, а вторая – винно-красный. Изголовья кроватей сделаны в виде бальных платьев с корсетами, висящих на резных плечиках. Когда девочки вырастут, корсеты можно будет снять, повесив на их место картины, а готические изголовья останутся. Над оформлением хозяйской спальни пришлось поломать голову, чтобы сделать ее уютной. Эта комната проходная, поэтому придвинуть кровать к стене не было возможности. Ее поставили в центр, соорудили балдахин и придумали систему крепления тяжелого изголовья к полу. Резные колонны, поддерживающие балдахин, семигранные – это отсыл к неоготической эстетике. При этом в изножье стоят современные банкетки по дизайну Пола Смита.
Работу архитекторов и дизайнеров Ольга Зубова сравнивает с качелями – необходимо одновременно реализовать свой творческий потенциал и понять клиента. “Эффектный и гармоничный интерьер, в котором к тому же комфортно жить, – это результат сочетания профессиональных качеств дизайнера и психологического взаимодействия с заказчиком”, – говорит она. Похоже, с хозяевами этого замка Ольга раскачивается на одних качелях, и у истории будет продолжение: сейчас дизайнер занимается ландшафтом, а в ближайшем будущем спроектирует павильон для охотничьих трофеев.
Текст: Ольга Сорокина
Фото: ксавье бежо