Дом-легенда: вилла Борсани в Милане

Вилла Борсани — дом, который предвосхитил свое время и встал особняком среди проектов 1940-х. Тем интереснее, что это была одна из первых работ будущего классика мебельного дизайна.
Вилла Борсани в Милане история и фото интерьеров

Вилла Борсани — дом, который предвосхитил свое время и встал особняком среди проектов 1940-х. Тем интереснее, что это была одна из первых работ будущего классика мебельного дизайна.

Когда Освальдо Борсани занялся проектом своего будущего дома, который изначально предназначался для семьи его брата-близнеца Фульгенцио, ему еще не было тридцати. Окончив Миланский политех, братья продолжили традиции семейной мебельной мастерской в конце неспокойных 1930‑х, практически перед войной. Тем удивительнее этот проект, предвосхитивший свое время, — и сегодня многие решения выглядят довольно свежо.

Вилла Борсани в Милане, построенная в 1940-х годах, сохранила неповторимый дух времени.

SANTI Caleca/photofoyer; сourtesy of Archivio Osvaldo Borsani

Братья Борсани не так широко известны, как другие их соотечественники, — возможно потому, что апогей их творчества пришелся на 1950-е годы, когда феномен итальянского дизайна еще экспрессивно и хаотично формировался — во многом именно благодаря таким людям. Технологичная ветвь итальянского формотворчества обязана братьям Борсани большим количеством изделий-трансформеров: они создали много образцов нарождавшегося тренда функциональной мебели, которая могла раскладываться, откидываться, менять положения спинок. Использовались новые материалы (резина, пластмасса, сплавы), формировались “антибуржуазные черты”, предлагавшие нарочитую лаконичность форм, функциональность и при этом доступность. Благодаря превосходному дизайну и деловой хватке Освальдо Борсани его мебель стала востребована — ее приобретали для своих проектов Alitalia, Eni и другие известные компании. Во многом эта мебель определяла лицо общественных помещений Италии тех лет.

Освальдо Борсани на одном из созданных им диванов.

SANTI Caleca/photofoyer; сourtesy of Archivio Osvaldo Borsani

Возможно, именно благодаря ориентированности всего дизайн-процесса на технологические аспекты с фирмой охотно сотрудничал один из основателей стиля хай-тек лорд Норман Фостер. И сегодня компания Tecno, основанная в 1953 году синьором Борсани, является едва ли не единственной итальянской маркой, выпускающей помимо прочего технологичную офисную мебель.

Братья Борсани за работой.

SANTI Caleca/photofoyer; сourtesy of Archivio Osvaldo Borsani

Однако мебель, выполненная по лекалам, всегда деперсонализирована и создается достаточно быстро. Другое дело — архитектурные проекты, которые тщательно обдумываются и могут потребовать десятков заказных изделий. Именно в них максимально раскрываются дизайнеры, тем более если проект создается фактически под себя. Для синьора Борсани таким проектом стала собственная вилла, утопающая в зелени просторного сада.

Историческое фото виллы Борсани — за восемьдесят лет интерьер практически не изменился.

SANTI Caleca/photofoyer; сourtesy of Archivio Osvaldo Borsani

Дом возведен в середине прошлого столетия в небольшом ломбардском местечке Варедо, предместье Милана, недалеко от будущей фабрики Tecno. Кирпичный оштукатуренный особняк состоит из строгих объемов и имеет четкий рациональный план. Каждая деталь была тщательно проработана, будь то удлиненные окна или невероятный изразцовый камин, над которым вместе с Освальдо поработали его институтские друзья — Лучо Фонтана и Адженоре Фаббри.

Пергола. Через открытую дверь на заднем плане видна лестница в гостиной. Фото сделано в 1945 году.

SANTI Caleca/photofoyer; сourtesy of Archivio Osvaldo Borsani

Несколько поколений семейства Борсани наследовали этот дом, но интерьер претерпел минимальные изменения и сегодня представляет музейную ценность не только из-за имени своего создателя, но и в качестве образца уникального эклектичного стиля, в котором выполнена вилла. Ремесленные традиции Ломбардии в этом удивительном интерьере сочетаются с инновациями, которые были близки владельцу, — неоклассическими приметами муссолиниевских 1940-х, проявившимися в монументальности отделки и модернистски смелых абрисах мебели.

Гостиная наполнена множеством деталей. Пол из резного мрамора. Лестница, которая выглядит весьма современно, выполнена из мрамора, стекла и массива ореха (из него изготовлены перила).

SANTI Caleca/photofoyer; сourtesy of Archivio Osvaldo Borsani

При всем при этом вилла Борсани — это полноценный жилой дом, просто созданный стараниями талантов своего времени. Она стала воплощением, как сказали бы сейчас, “нового, современного стиля жизни”, который вызывал в 1940-х восхищение и выглядел остромодным. И сегодня, когда любой винтаж середины XX века неизменно вызывает восторг, этот интерьер тем более актуален.

Каминный уголок в гос­тиной. Сложный камин с изразцами синьор Борсани придумал вместе с Лучо Фонтана. Два кресла перед камином — модель P110, разработанная Освальдо Борсани. ­Настенные светильники придумал друг архитектора ­Гульельмо Ульрих.

SANTI Caleca/photofoyer; сourtesy of Archivio Osvaldo Borsani

Синьора Борсани не стало еще в 1985 году, но благодаря его семье у нас есть возможность познакомиться не только с его мебельными иконами, выставленными в музеях дизайна. На вилле собраны обширные архивы — кропотливо каталогизированные, они содержат тысячи документов, в том числе рисунков, акварелей, фотографий и писем, охватывающих пятьдесят лет карьеры братьев Борсани.

Малая гостиная с мебелью фабрики Освальдо Борсани.

SANTI Caleca/photofoyer; сourtesy of Archivio Osvaldo Borsani

Их идеи, тяга к новым материалам и энергия били неисчерпаемым фонтаном: в архиве скопились чертежи множества самых разнообразных изделий, включая ворота, ковры, витражи, кровати, телефонные аппараты и даже пчелиные ульи. Многие из этих изделий были воплощены и нашли применение при проектировании и в обстановке виллы, которая будет периодически открывать уникальные интерьеры для ценителей дизайна и истории. Сходите посмотрите: у Борсани и в ХХI веке есть чему поучиться. И заодно загляните на ретроспективную выставку в Миланской музее дизайна.

Фото: SANTI Caleca/photofoyer; сourtesy of Archivio Osvaldo Borsani