Обычно люди хотят иметь большие дома – чем больше, тем лучше, так уж сознание устроено. Заказчик дома знаменитого архитектора Ричарда Мейера – человек необычный. Сначала он приобрел небольшой участок земли на берегу океана – где же еще строить дом в Калифорнии? Потом другой, соседний, с каким-то сараем “под снос”.
А когда ему снова предложили кусок земли неподалеку – мол, берите все, – неожиданно отказался: “Мне нужен дом площадью четыреста метров, с четырьмя спальнями – этого вполне достаточно, чтобы здесь отдыхать и принимать гостей. А на оставшейся земле пусть будет сад”.
Ричард Мейер, всегда любивший частные заказы, взялся за работу с энтузиазмом. Задача была интересная – спроектировать дом, открытый природе и в то же время защищенный от любопытных глаз. Сад, разбитый перед домом, Мейер обнес высокой стеной из матового стекла. Главный корпус стоит вдоль восточной границы участка, а на западе он замыкается блоком из гаража и одной из гостевых спален.
Фирменный знак архитектуры Мейера – игра пространствами. И в этом доме без нее не обошлось: входная дверь ведет не в вестибюль, а в узкий замкнутый дворик. В противоположном конце – еще одна дверь. Открыв ее, вы наконец-то попадаете в дом – вернее, в длинный узкий проход, который “стреляет” через все здание и завершается видом на океан. Этот коридор ведет в большую двусветную гостиную: ее остекленные окна выходят на открытую террасу на самом берегу. Владелец дома коллекционирует современное искусство, и в центре комнаты висит, слегка покачиваясь на ветру, один из главных экспонатов его собрания – скульптура-мобиль работы Александра Калдера (1947).
Справа от коридора находятся кухня и примыкающая к гостиной столовая, тоже двусветная. Слева – лестница, ведущая к двум хозяйским спальням. Они расположены непосредственно друг над другом и практически неотличимы одна от другой. Правда, у спальни на втором этаже есть балкон.
Верхняя площадка лестницы тоже сделана из матового стекла: полупрозрачный мостик соединяет спальню и кабинет хозяина. Стена кабинета – едва ли не единственная криволинейная поверхность в доме. Эффектная пространственная дуга огибает комнату, вонзается в стену и прорывается наружу, образуя еще один балкон на втором этаже. А на первом закругленный угол кабинета выходит в столовую.
Главные архитектурные достоинства этого дома, собранного из простых геометрических элементов, – пропорциональность и идеальный баланс глухих стен и оконных проемов. Самым заметным элементом “декора” можно считать тени, которые отбрасывают балконы и террасы с узкими горизонтальными решетками. Белый цвет стен, еще одна визитная карточка Мейера, контрастирует с зеленью газона и синевой океана.
Мебель в доме очень проста, многие предметы были спроектированы самим Мейером: “Я стремился к тому, чтобы в доме не было ничего лишнего – только свет, воздух и пространство”. Заказчик, похоже, тоже получил именно то, что хотел: “Для коллекции современного искусства не найти места лучше, чем дом, который построил настоящий художник”.
Текст: Джозеф Джованинни
Фото: СКОТТ ФРЭНСИС