С Сергеем Огурцовым мы знакомы не первый год, но только сейчас я поняла, что мы совершенно напрасно включаем его в наш ежегодный хит-парад лучших дизайнеров России. Оказывается, в России он проводит не больше шести месяцев в году, а остальное время – в родной Латвии, где у него семья и друзья, а теперь еще и новая квартира. Учитывая, сколько проектов он делает в Москве, все это очень неожиданно. Но в этом весь Сергей: живя между Москвой и Ригой с перерывами на учебу в Америке, он все успевает, везде воспринимается как свой человек, и проекты его ровно такие же – всегда очень к месту.
Собственная квартира Огурцова в Риге – пожалуй, лучшая его работа на сегодняшний день. Это тот самый случай, когда дизайнер использует образовавшуюся свободу рук строго по назначению: чтобы опробовать новые приемы, до которых прежде не доходило дело или на которые не решались заказчики.
Квартиру в доме, который архитектор Александр Ванаг построил в начале ХХ века в стиле национального романтизма (латвийская версия югендстиля с элементами местного зодчества), Сергей нашел почти случайно, заметив в ее окне объявление о продаже. Дело было вечером, и рассмотреть указанный там телефонный номер ему никак не удавалось. Огурцов даже заподозрил, что у него испортилось зрение, но проходивший мимо и призванный на помощь школьник с этой задачей тоже не справился, так что дизайнер вернулся на то же место следующим утром. В тот момент он уже находился в поиске нового жилья и активно ездил по объявлениям. “Но мне все время что-то было не так: то район не тот, то вид из окна не нравится”, – рассказывает он. Здесь наконец-то все совпало.
Прежняя квартира Сергея находилась в новой части города, как и рижские интерьеры, над которыми он работал, так что здесь он столкнулся с новым для себя явлением – исторической комиссией, которая выдала ему разрешение на изменение ширины дверных проемов. “К тебе приходит интеллигентная бабушка в очках и фотографирует каждую ручку, каждую дверь, окна, лепнину, скребет покрашенную плитку – не историческая ли? – рассказывает Сергей об общении с комиссарами. – А потом выдает альбом в тканевом переплете: на первой странице фотография и краткая биография архитектора, дата постройки дома. А дальше все, что она сфотографировала, и заключение – что она считает историческим, а что нет”. Теоретически у Сергея был шанс пообщаться с еще одним представителем редких специальностей – трубочистом. Но его успели вызвать предыдущие владельцы квартиры, так что дизайнеру достался камин уже официально в рабочем состоянии.
Изначально в квартире было три комнаты, и Сергей подумывал отвести одну из них под гостевую спальню, но вспомнил совет, который сам всегда дает своим заказчикам: “Будьте эгоистичны в своих намерениях”. Дизайнер всегда мечтал о большой ванной с окном и тут не просто получил желаемое, а даже перевыполнил программу – окон в ванной целых два. Ну а гости могут прекрасно выспаться на раскладном диване.
Из-за частых разъездов хозяина работа над интерьером шла почти два года, но на самом деле многие вещи были припасены еще до покупки квартиры, во время учебы Сергея в Америке. “Если лампа Baker продается с восьмидесятипроцентной скидкой, грех ее не купить”, – смеется он. Так же грешно было не прибрать к рукам офисное кресло 1960-х годов, мокшее под проливным дождем на одной из помоек Сан-Франциско. Теперь оно стоит у Сергея в домашнем кабинете. В квартире вообще много винтажа, но без знаковых растиражированных предметов. Как и прошлые работы Огурцова, это спокойный, выдержанный интерьер, который не должен устареть в обозримом будущем. При этом здесь необычайно много отделочных материалов.
“Ни в одном другом проекте я еще не использовал столько обоев – бумажные в коридоре, сизалевые в спальне и металлизированные в ванной, – рассказывает дизайнер. – Я хотел протестировать на себе то, что я предлагаю клиентам”. Кухонный фартук выложен гексагональной плиткой, которую до сих пор не удавалось пристроить ни в один проект. И даже стулья в столовой обиты той же тканью, которой он собирается в ближайшее время обтянуть диван заказчика.
Не все эксперименты оказались успешными. Потолок в прихожей Огурцов решил покрыть глянцевой краской, но вышло неудачно – краска легла неровно. Дизайнер собрался было все переделать, да передумал: блестящая поверхность с разводами выглядит даже интересней, чем задумывалось. Так что, если решите поручить свой интерьер заботам Сергея Огурцова, соглашайтесь на все его идеи, ведь даже ошибки он превращает в достоинства.
Текст: Анастасия Ромашкевич
Фото: Сергей Огурцов