Да будет свет: творцы и иконы

В мире дизайна зачастую объекты становятся популярнее своих творцов, но в этом обзоре мы собрали дизайн-иконы, созданные мастерами такой величины, что яркость их имен легко соперничает с сиянием их творений. И то и другое неизменно привлекает любителей дизайна.

Без светильников не обходится ни один проект, и неписаное правило хорошего тона среди дизайнеров подразумевает в интерьере хотя бы один мощный, акцентный светильник. Обычно это крупная, развесистая люстра, но все чаще дизайнеры обращаются к иконам дизайна. Причина проста: с одной стороны, узнаваемые лампы обладают ярким, проверенным временем дизайном, с другой — сразу поднимают интерьер на высокий статусный уровень. В салоне Светильники на Ордынке” мы выбрали несколько дизайн-икон и знаменитых ламп, которые позволят задать в интерьере правильные световые и дизайнерские акценты, а заодно дадут повод для разговора об истории и ярких людях, стоящих за великолепными “лампионами”.

Гениальные братья Кастильони

Пьер-Джакомо и Акилле Кастильони

Братья Акилле и Пьер-Джакомо Кастильони  легенды итальянского дизайна. Собственно, даже название светотехнической компании Flos придумали они. Начав свой творческий путь в 1945 году, после Миланского политеха, братья открыли собственную студию промдизайна. За последующие полвека работы  сначала в качестве продуктивного тандема,  они создали просто невероятное количество светильников, мебели и аксессуаров. Многие объекты их творчества стали по-настоящему культовыми, заняв почетное место в десятках музеев мира. Иные стали настолько популярными, что примелькались чуть ли не в каждом интерьере по всему свету не только в реальности, но и на съемочных площадках кино и сериалов.

Безусловный фаворит дизайнеров — торшер Arco, созданный братьями Акилле и Пьером-Джакомо Кастильони в 1962 году. Этот светильник универсален, и его любят все: авторы интерьеров — за его способность вливаться в любую стилистику и гармонизировать пространство своими округлыми обрисами, а клиенты — за стройную и лаконичную форму, за которой угадывается явная принадлежность к иконам дизайна. Прототипом легендарной лампы стал уличный фонарь, а его конструкция досконально продумана — от дугообразного каркаса, роднящего торшер с потолочным светильником, до отверстия в мраморном основании. 

Напольный светильник Arco, Flos.
Дизайнер Акиле Касильони.

Кто стал прообразом настольной лампы Snoopy, появившейся в 1967 году, очевидно из названия. Не забыли дизайнеры и о самом важном элементе — носе Снупи, который в данном светильнике одновременно выступает в роли выключателя.

Настольный светильник Snoopy, Flos.
Дизайнер Акиле Касильони.

Развеселый Филипп Старк

Филипп Старк

Филипп Старк в представлениях не нуждается. Благодаря своей безбашенности, французскому юмору и самопиару он стал одним из самых модных и востребованных дизайнеров современности. Балансируя на грани искусства, практичности и философии, он создает свои нетривиальные объекты, не чураясь и темы светильников. Его китчевые лампы в виде AK-47 не теряют популярности, но среди объектов, созданных мэтром, есть и очень лаконичные востребованные модели. Старк настолько канонизировал себя в качестве дизайнера, что нужно быть острожным с его объектами: как бы им и вправду не стали поклоняться как предмету культа.

Подвесной светильник Cicatrices De Luxe, Flos.
Дизайнер Филипп Старк.

Настольный светильник Bon Jour, Flos.
Дизайнер Филипп Старк.

 

Великолепный Инго Маурер

Инго Маурер

Изумительный немецкий светотехник Инго Маурер  один из самых именитых специалистов по части светодизайна. Настоящий мастер привык к простору: осветить драматическим светом городскую площадь или зажечь северное сияние над модным подиумом — это его масштаб. Человек, который знает о свете все, тем не менее не в восторге от прогресса и ненавидит энергосберегающие лампы, считая европейские законы о повсеместном их использовании трагедией: “Настоящая катастрофа наших дней, — возмущается дизайнер. — Во-первых, они уродливы, а во-вторых, в их свете умирает все живое — он холодный и совершенно бездушный. Когда приняли этот глупый закон, я даже подумывал бросить все и уйти на покой. Но, просидев пару дней в саду своего мюнхенского дома, решил, что почивать на лаврах мне еще рано, да и скучно это очень. Пришлось вернуться”. Маэстро знает о чем говорит, ведь он создал простую лампу, которая сходу угодила в коллекцию МоМа еще на заре его карьеры  в 1966 году.

Новые модели дизайнера тоже неизменно украшают коллекции музеев, становятся культовыми, их “юбилеи” начинают отмечать все журналы о дизайне. Например, знаменитый светильник c записками на разных языках Zettel'z или светильник Johnny B. Butterfly, на который “слетелись” насекомые. В нем тефлоновая полоса защищает глаза от яркого света спирали, а бабочки и стрекоза сделаны вручную из различных материалов, как и записки с добрыми пожеланиями на Zettel'z.

Подвесной светильник Zettel'z, Ingo Maurer.
Дизайнер Инго Маурер.

Настенный светильник Lucellino, Ingo Maurer.
Дизайнер Инго Маурер.

Подвесной светильник Johnny B. Butterfly, Ingo Maurer.
Дизайнер Инго Маурер.

Ироничный Марсель Вандерс

Марсель Вандерс

Марсель Вандерс — человек с говорящей фамилией (с английского Wanders переводится как чудеса). Высокий джентльмен с буйными волосами и вечно расстегнутыми тремя верхними пуговицами — как раз специалист по части чудес. Он может без труда превратить все что угодно в тренд, сделать из банальной плитки и кучи странных вещей не просто панно, а целый особняк, отделанный плиткой, или, скажем, автомобиль или, как несколько лет назад, пришить плюшевым медведям причинные места и заставить публиковать это все дизайнерские журналы мира на первых полосах. В общем все, за что берется маэстро, имеет вполне предсказуемый результат и неизменно сопровождается превосходными степенями восторга — не исключение и его светотехнические, одновременно лаконичные и декоративные объекты, вокруг которых, кажется, может буквально расцвести любой интерьер, превратившись в шкатулку чудес.

Люстра Марселя Вандерса Skygarden — один из таких светильников. Рельефные цветочные узоры, прячущиеся в алюминиевой полусфере, родились из детских воспоминаний дизайнера о пышно украшенной гипсовой розетке на потолке в доме его детства. Контраст традиционного орнамента и лаконичной формы позволяет люстре добавлять оригинальное звучание в разнообразные декоративные образы.

Подвесной светильник FLOS SKYGARDEN
Дизайнер Marcel Wanders

Люстра с говорящим названием Zeppelin (так называлась самая знаменитая фирма — создатель дирижаблей) действительно имеет своего рода шпангоуты и окутывающую их “оболочку”, напоминающие эти суда. Выполнена она из полимера Cocoon, который был разработан как материал для упаковки, но в 1960-е марка Flos решила использовать его для производства светильников Taraxacum по дизайну Акилле и Пьера-Джакомо Кастильони. А в 2005 году по той же технологии была изготовлена люстра Zeppelin.

Подвесной светильник Zeppelin, Flos.
Дизайнер Марсель Вандерс.

Скромные братья Буруллек

Эван и Ронан Буруллеки

Братья Буруллек стремительно ворвались во все интерьерные журналы всего 1015 лет назад, но с тех пор стали любимцами как дизайнеров интерьеров, так и промышленников. Скромные Буруллеки уверяют, что лучшие вещи получаются у них, когда они ссорятся. В это легко поверить, их дизайн все время балансирует на грани креативности и глубокого уважения к традициям. Работая с самыми известными мебельными брендами, к теме светильников братья обращаются не часто, тем ценнее и эксклюзивнее те модели, которые выходят из-под их пера, а лаконичный стиль братьев позволяет интегрировать их объекты практически в любой интерьерный стиль.

Многоплафонная лампа Aim давно прописалась в лаконичных интерьерах в стиле лофта и минимализма. Открытая “электропроводка” давно в тренде и, кажется, не собирается сдавать свои позиции. Плафоны в произвольном количестве поэтично свисают на свободных проводах-шнурках, напоминая технический свет, и тем самым создают иллюзию предельной неформальности. Ронан и Эрван Буруллеки сравнивают свою работу с вьющимися растениями, которые добавляют привкус обаятельного хаоса в упорядоченный человеческий быт.

Подвесной светильник Aim, Flos.
Дизайнеры Эван и Ронан Буруллеки.

Консервативный Ле Корбюзье

Ле Корбюзье

Имя Ле Корбюзье настолько грандиозно сейчас, что многие забыли, что именно ему и его модулору мы обязаны пропорциями хрущевок с потолками 210 см. Маэстро считал, что в его машинах для жилья потолки выше не нужны, и идею позаимствовали многие конструктивисты и советские архитекторы, вдохновленные его знаковым павильном Новый дух, ставшим образчиком модернизма на многие годы. Мэтр любил простые формы и восторгался лампой инженера Гра, которой оснастил свои мастерские.

Созданная архитектором мебель  безусловная классика и присутствует практически в любом знакомом модернистском или современном интерьере. Но вот светильников Ле Корбюзье придумал не много, и они скорее напоминают технический свет, тем не менее в качестве знакового дизайн-объекта они точно будут к месту в современных интерьерах и вряд ли когда-то выйдут из моды.

Подвесной светильник Projecteur 165, Nemo.
Дизайнер Ле Корбюзье.

 

Яркий Арик Леви

Арик Леви

Арик Леви — самый известный израильский дизайнер, создающий пронзительно прекрасные арт-объекты, украшающие музеи современного искусства. Он дизайнер совершенно невероятного профиля: работал и для ювелиров, и для часовщиков, делал сценографии для театральных постановок, мебель, сантехнику, фирменные стили и, конечно, свет. То, что он в свое время был заядлым серфингистом, владел магазином серфов и сам разрабатывал их дизайн, как говорится, многое объясняет.

Все светильники чешской мануфактуры Lasvit — настоящие произведения искусства, поэтому неудивительно, что Jar придумал для них именно Арик Леви. Он создал наборную люстру с плафонами в форме бутылок и спрятал источник света в сосуд из белого стекла, окружив его бутылками красного, зеленого и синего цветов (это три основных оттенка цветовой схемы RGB). В зависимости от угла зрения меняется и цвет светильника. Он наглядно демонстрирует, как при смешивании двух цветов получается третий и работает как миниатюрная арт-инсталляция.

Подвесной светильник Jar RGB, Lasvit.
Дизайнер Арик Леви.

Еще одна замечательная лампа из цветных “камней”, созданная дизайнером с богемскими стеклодувами, — Crystal Rocks — может состоять из любого количества разноцветных “булыжников”, которые украсят любой интерьер.

Подвесной светильник Crystal Rock, Lasvit.
Дизайнер Арик Леви.

Это лишь несколько дизайнерских ламп и громких имен, представленных не только в экспозициях мировых музеев дизайна, но и в салоне Светильники на Ордынке”.

Фото: архив пресс-службы

AD PROMOTION

читайте также

Комментарии