История небоскребов насчитывает больше века и связана в первую очередь с Соединенными Штатами Америки: именно там в конце XIX века начали появляться первые высотные здания, которые стали прототипами современных построек. Титул первенства обычно присуждают небоскребу Home Insurance Building, построенному в Чикаго в 1885 году, — его автор, архитектор Уильям Ле Барон Дженни, применил революционную технологию строительства с использованием несущего каркаса.
Впоследствии именно переход на легкий стальной каркас стал определяющим при строительстве небоскребов: благодаря ему общая масса зданий уменьшалась, что дало архитекторам возможность проектировать многоэтажные сооружения. В полной мере новаторский подход удалось опробовать в Нью-Йорке, который до сих пор считается мировой столицей небоскребов. Первый глобальный строительный бум пришелся на начало XX века — он коррелировался не только с улучшением технологий, но и с масштабной миграционной волной.
В конце 1920-х годов в Нью-Йорке началась знаменитая “гонка небоскребов”: сразу три здания, которые строились в одно время, претендовали на звание самых высоких в мире. Первым завершилось строительство небоскреба на Уолл-стрит, 40, однако всего через год его обошел небоскреб Chrysler Building, предназначавшийся для всемирно известной автомобильной корпорации, — ради победы в гонке архитектор Уильям ван Ален уже в ходе работ изменил первоначальный проект и увенчал постройку 38-метровым шпилем. Впрочем, уже через девять месяцев завершилось строительство нового рекордсмена — 102-этажного небоскреба Empire State Building высотой 443 м. Он удерживал рекорд по высоте на протяжении почти сорока лет.
Большинство культовых нью-йоркских сооружений первой трети XX века были построены в стиле ар-деко — гораздо более сдержанном по сравнению с предшествовавшим ему модерном, но тем не менее не лишенном декоративной составляющей. Так, многие небоскребы со столетней историей примечательны необычными завершениями со шпилями и ступенчатой крышей. К слову, именно этот силуэт вдохновлял и архитекторов, возводивших сталинские высотки — их принято считать первой советской версией небоскребов.
Со временем стиль строительства изменился и на смену выразительной геометрии ар-деко пришли лаконичные формы модернизма. В 1958 году архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ строит в Нью-Йорке офисное здание Seagram Building с масштабным остеклением и ритмичной пластикой фасада — этот небоскреб стал одним из прототипов многих современных высотных зданий. Сегодня, безусловно, с формой экспериментируют, однако классическим стандартом нью-йоркского небоскреба остается именно прямоугольная в плане постройка.
В наши дни небоскребы остаются визитной карточкой Нью-Йорка, но их строят и далеко за его пределами — в том числе в Москве. В последние годы к строительству небоскребов начали подходить с большей ответственностью, и сегодня многие из них становятся важными архитектурными доминантами, формирующими новый облик города. Жилые новостройки перестают быть безликими бетонными коробками, хотя лаконичность фасадов и простота архитектурной формы остаются отличительной особенностью как американских, так и российских небоскребов.
Качественные самобытные проекты отличаются от массовых типовых построек как архитектурой, так и развитой внутренней инфраструктурой. Разобраться в том, какие небоскребы соответствуют мировым стандартам, помогут в том числе косвенные факторы: стоит выяснить, какое бюро занималось проектированием здания и есть ли у него профессиональные награды, подтверждающие признание проекта на уровне индустрии. Так, например, над девятью башнями нового жилого квартала Prime Park от Optima Development работает британское бюро Dyer с полувековой историей и успешным опытом реализации проектов в Европе. Команда бюро контролирует все этапы — от разработки концепции до оформления интерьеров, так что сотрудничество с иностранными архитекторами в случае с этим проектом нельзя считать обычной формальностью, повышающей ценник (а такие примеры встречаются и в российской, и в мировой практике). Второму критерию небоскребы тоже соответствуют: Prime Park получил награды международной премии International Property Awards-2018 за “Лучшее архитектурное решение высотного жилья” в Европе и “Лучший девелопмент высотного жилого проекта”.
В урбанистике закрепилось теория, согласно которой американские небоскребы в какой-то степени представляют собой репродукцию мира. Каждое жилое высотное здание — это особая экосистема, функционирование которой поддерживается не только благодаря жителям, но и за счет сервисов, предоставляемых им. Когда-то таким сервисом можно было считать только лифт, связывающий различные уровни системы в одно целое, однако сегодня небоскребы Нью-Йорка и других американских городов готовы предложить жителям гораздо больше. На территории жилых комплексов есть все для того, чтобы владельцам квартир можно было даже не выезжать за его пределы: от химчисток до спортивных клубов и спа-центров, как в доме 130 William по проекту Дэвида Аджайе. В премиальных московских небоскребах подобные модели внутренней инфраструктуры тоже постепенно приживаются. Так, у возведенных башен Prime Park (Hyde Park Tower, Gorky Park Tower и Imperial Park Tower), так же как и у строящихся небоскребов (Regents Park Tower, Central Park Tower, Petrovsky Park Tower, Royal Park Tower, Mirabel Park Tower и Victory Park Tower), предусмотрен собственный консьерж-сервис и персонал, с которым жители не будут пересекаться без необходимости — все технические помещения и коммуникации вынесены в центр здания.
С развитием науки высотные здания в Америке становятся все более технологичными: в некоторых небоскребах в Беверли-Хиллз уже достаточно давно используются "умные" системы, позволяющие повысить качество жизни резидентов. В России такими системами начали оснащать в первую очередь малоэтажные камерные жилые дома, однако теперь они доступны и владельцам квартир многоэтажных башен Prime Park. Все сервисы внутренней инфраструктуры объединены в одном приложении, поэтому жители могут пользоваться огромным количеством услуг, не выходя из квартиры. Так, цифровая экосистема дома позволяет удаленно оформить пропуски для гостей, записаться в салон-красоты на территории, заказать валет-паркинг и доставку еды из премиального супермаркета — все для того, чтобы автоматизировать быт и сделать его более приятным.
Еще одна важная особенность в американском высотном строительстве связана с расположением небоскребов на местности: обычно они размещены кластерами, в которых здания находятся очень близко друг к другу. Обусловлено это в первую очередь стремлением максимально приблизить здания к ключевым бизнес-кварталам и важным инфраструктурным точкам. Для Москвы сегодня актуален несколько другой подход: в разнородную, но уже сложившуюся застройку в центре относительно редко встраивают именно небоскребы. Идеальной для города концепцией стало размещение высотных зданий в развитых районах в некотором отдалении от центра, но поблизости от стратегических магистралей и транспортных узлов. Например, все девять башен премиум-класса Prime Park расположены в 10–15 минутах езды от центра (до него можно добраться напрямую по Ленинградскому проспекту и Тверской улице), а также от делового квартала Москва-Сити.
На примере Prime Park можно рассказать о еще одном отличии московских небоскребов нового времени и их нью-йоркских прототипов, построенных ранее. Плотная высотная застройка в крупнейшем городе США едва ли может ассоциироваться с понятием приватности, которое для активных жителей больших городов приобретает все более важное значение. Неслучайно одним из самых перспективных нью-йоркских градостроительных проектов считается квартал Hudson Yards, планировка которого все-таки предполагает относительно свободную расстановку небоскребов.
В Москве архитекторы из бюро Dyer расположили жилые корпуса на таком расстоянии друг от друга, чтобы сохранить личное пространство жителей и обеспечить им максимально возможный обзор на город. Ни в одной из башен нет окон, выходящих на квартиру напротив в непосредственной близости, поэтому владельцы жилья не будут чувствовать себя “запертыми в бетоне”.
В контексте предыдущего пункта следует сказать и о том, что американские градостроители уделяют все больше внимания озеленению придомовых территорий. Начало этому было положено еще Людвигом Мис ван дер Роэ, который “отодвинул” свой небоскреб Seagram Building с общей линии застройки вглубь, предусмотрев место для площади с фонтаном перед зданием. Конечно, ограниченность площади не всегда позволяет обустроить полноценные парковые зоны рядом с многоэтажными домами, но архитекторы стараются искать пути решения этой проблемы: так, в одном из небоскребов уже упомянутого Hudson Yards специально сделан 18-метровый сквозной проем, через который проходит парк Хай-Лайн. Создателям Prime Park в Москве не пришлось идти на такие радикальные меры — на территории квартала и так удалось разместить 6 гектаров новой городской парково-рекреационной зоны (она включает в себя закрытый частный парк для жителей площадью 3 гектара на внутренней территории).
Особенностью американских высотных зданий XX века были стандартизированные планировки — достаточно функциональные для того времени, но обладающие и определенными недостатками. Например, часто одна лестничная клетка обслуживала более десяти квартир (сегодня в небоскребах премиального сегмента такое сложно себе представить). В наше время на рынке недвижимости Нью-Йорка представлены разные форматы жилья: от крошечных студий до пентхаусов с собственными террасами на крыше, которыми могут похвастаться дома в фешенебельном районе Сохо. Продают элитные квартиры обычно уже с отделкой и даже с готовыми интерьерами, оформленными известными дизайн-бюро. Для России такой подход пока скорее редкость, но первые шаги в этом направлении сделаны: в Prime Park можно уже сейчас купить готовые квартиры от застройщика как с отделкой White Box, так и с отделкой под ключ от итальянской студии Raboni Architetti. Отход от типизации планировок в московских небоскребах тоже явно наметился — в башнях представлено 80 вариантов планировочных решений в квартирах площадью от 40 до 380 м².
Интересно, что создатели современных нью-йоркских небоскребов в последние годы все чаще обращаются к наследию ар-деко. Для этого стиля был характерен отказ от нарочитой роскоши в отделке, однако при оформлении холлов использовались дорогие натуральные материалы: мрамор, который привозили из разных стран, ценные породы дерева, золото. Сегодня многие архитекторы предпочитают сдержанную благородную отделку футуристичным стеклянным конструкциям в стиле хай-тек: например, в небоскребе 15 Hudson Yards ставка сделана на поверхности из натурального дерева и фактуры природного камня. В лобби московских башен Prime Park тоже используются эстетичные традиционные материалы, помогающие в том числе подчеркнуть премиальный статус этих небоскребов. Бразильский кварцевый гранит на полу, панели из керамогранита на стенах, мягкие золотистые оттенки в зоне входной группы и лифтов, ламели из ценной породы дерева макассар над стойкой ресепшен — такую отделку вполне можно представить себе и в лучших образцах нью-йоркского ар-деко. Впрочем, у критериев качества нет географии, и небоскребы Prime Park это доказывают: московские башни, возведенные с учетом российских реалий, должны стать синонимом новых стандартов жизни благодаря использованию лучших мировых практик современной архитектуры и градостроительства.
Фото: Архив пресс-службы.