Выставка “Постконструктивизм, или Рождение советского ар-деко” в галерее “Эритаж”

Советский вариант последнего большого стиля впервые будет представлен в одном ряду с эталонными образцами из Нью-Йорка и Парижа.

Историки архитектуры ведут жаркие споры о том, что такое советский ар-деко, что представляют из себя его предшественники и где проходят его границы. Но широкой публике отечественный вариант этого роскошного стиля практически неизвестен, поскольку в Стране Советов он был реализован в основном в крупных архитектурных проектах, в высотных зданиях и вестибюлях метро. Образцами советского ар-деко считают несколько станций, построенных в 1930-е годы, и в первую очередь “Маяковскую” с великолепными мозаичными панно по рисункам Александра Дейнеки.

А. В. Щусев. Эскизы для всесоюзного конкурса на проектирование Дворца Советов. Начало 1930-х. Бумага, смешанная техника. Частная коллекция.

На выставке в галерее “Эритаж” советский ар-деко будет представлен в одном ряду с его заграничными родственниками. Кураторы решили провести параллели между московскими высотками и нью-йоркскими небоскребами, французскими интерьерами, авторской мебелью и стеклом. Публика увидит графические работы выдающихся советских архитекторов, тем или иным образом связанных со стилем ар-деко: Алексея Щусева, Ильи Голосова, Ивана Фомина, Алексея Душкина, Якова Лихтенберга, Дмитрия Чечулина.

А. В. Щусев. Эскизы для всесоюзного конкурса на проектирование Дворца Советов. Начало 1930-х. Бумага, смешанная техника. Частная коллекция.

Экспозицию дополнят произведения, созданные в эпоху становления советского ар-деко другими культовыми персонажами — Александром Дейнекой, Василием Шухаевым, Александром Дмитриевым, Александром Родченко. Кроме того, на выставке будут представлены работы ярких представителей парижской школы, тесно связанных с Россией: Сони Делоне, Осипа Цадкина, Эрте, Георгия Артемова, Александра Архипенко, Павла Челищева, Поля Мака.

Александр Дейнека. Голова девушки. 1930-е. Керамика. Частная коллекция.

Владимир Ковальский. Изделие фарфорового факультета ВХУТЕМАСа, вторая половина 1920-х, фарфор.

Владимир Ковальский. Изделие фарфорового факультета ВХУТЕМАСа, вторая половина 1920-х, фарфор.

Владимир Ковальский. Изделие фарфорового факультета ВХУТЕМАСа, вторая половина 1920-х, фарфор.

Владимир Ковальский. “Солдат”. Изделие фарфорового факультета ВХУТЕМАСа, вторая половина 1920-х, фарфор.

Ширма. По проекту А. И. Дмитриева. Детская военно-трудовая коммуна. Леноблоно. 1934. Дуб. 134 х 216 х 2 см.

Фото: Архив пресс-службы

читайте также

Комментарии