Выставка Василия Верещагина в Новой Третьяковке

На Крымском Валу открылась выставка русского художника Василия Верещагина. Рассказываем, почему ее нельзя пропустить.

Несмотря на мартовские морозы, которые лишают всякого желания идти куда-либо, стоит взять себя в руки и купить электронный билет на выставку Верещагина. На это есть несколько причин. Во-первых, она позволяет увидеть масштаб той личной битвы, которую Василий Верещагин вел с войной, хотя сам был военным человеком. Он первым показал войну такой, какой она видится не полководцу, а рядовому солдату, показал ее жестокость и бессмысленность. Поэтому многие его работы были запрещены цензурой.

“Апофеоз войны”, 1871.
Холст, масло. ГТГ.

Он первым, задолго до русских авангардистов, начал воспринимать работу художника как пропагандистскую деятельность. Верещагин верил в непреодолимую силу искусства, пытался говорить с людьми напрямую и был услышан. Его авторитет в мировом сообществе был настолько огромен, что в 1901 году его кандидатуру выдвинули на соискание первой Нобелевской премии мира.

“Двери Тимура (Тамерлана)”, 1872.
Холст на холсте, масло. ГТГ.

Современников удивляла широта его интересов: не только история и военное дело, но и философия, естествознание, этнография и путешествия. Верещагин провел два года в Индии, где сделал около ста пятидесяти этюдов, поднимался высоко в Гималаи, побывал в Японии и на Филиппинах. 

“Смертельно раненный”, 1873.
Холст, масло. ГТГ.

На выставке в Новой Третьяковке представлено в общей сложности около пятисот экспонатов, а работы, сделанные по итогам путешествий, выставлены сериями: индийская, японская, палестинская. Полотна, на которых художник с фотографической точностью фиксирует мельчайшие подробности архитектуры, костюма, обстановки восточных стран, — еще один повод посетить выставку. 

“Мавзолей Тадж-Махал в Агре”, 1874–1876.
Холст, масло. ГТГ.

Помимо живописных и графических работ, на выставке представлены произведения декоративно-прикладного искусства, архивные документы и фотографии. Восток сегодня — один из главных источников вдохновения для дизайнеров; как показывает практика, идеи можно почерпнуть не только из личных путешествий.

“Афганец”, 1867–1868. Этюд.
Холст, масло. ГТГ.

“Политики в опиумной лавочке”. Ташкент, 1870.
Холст, масло. ГТГ.

“Богатый киргизский охотник с соколом”, 1871.
Холст, масло. ГТГ.

“Побежденные. Панихида”, 1878–1879.
Холст, масло. ГТГ.

“Моти Масджид (“Жемчужная мечеть”) в Агре”, 1874–1876. Этюд.
Холст, масло. ГТГ.

“Два факира”, 1874–1876. Этюд.
Дерево, масло. ГТГ.

Когда: 7 марта — 15 июля 2018 года
Где: Новая Третьяковка (Крымский Вал, 10, залы 60–61)

читайте также

Комментарии