Рембрандт, его учителя, коллеги и ученики в ГМИИ имени А. С. Пушкина

28 марта в ГМИИ имени А. С. Пушкина открывается выставка Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции, а мы уже побывали на ней и рассказываем, чем она уникальна. 

Шести лет от роду Томас Каплан впервые побывал в нью-йоркском музее Метрополитен и увидел там работы Рембрандта и его современников. Впечатления были настолько яркими, что пару лет спустя он попросил родителей отвезти его в Амстердам, “потому что там жил Рембрандт”.

Рембрандт Харменс ван Рейн. “Минерва”. 1635. Холст, масло. 138 × 116,5. Лейденская коллекция.

Прошло еще несколько десятилетий, и Томас Каплан, окончивший Оксфорд и написавший диссертацию о влиянии товарно-сырьевых ресурсов на стратегическое планирование, неожиданно узнал, что картины Рембрандта есть не только в музеях, но и на художественном рынке. Так американский предприниматель стал коллекционером.

Ян Стен. “Молитва перед едой”. 1660. Дерево (дуб), масло. 54,3 × 46. Лейденская коллекция.

Томас Каплан и его жена Дафна начали коллекционировать произведения золотого века голландского искусства в 2003 году, когда Томасу было чуть больше сорока, и за пятнадцать лет совершили невозможное: собрали коллекцию шедевров, большая часть которых была неизвестна даже специалистам.

Франц ван Мирис (1635–1681). “Молодая женщина кормит попугая”. 1663. Холст, масло. 22,4 x 17,7.

Лейденская коллекция, названная так в честь родного города Рембрандта, начала участвовать в музейных выставках с первых лет своего существования: то одна, то другая работа отправлялась в Вашингтон, Бостон или Лондон. В 2017 году она впервые экспонировалась в Лувре, а затем начала свое путешествие по миру. После Пекина и Шанхая настала очередь Москвы и Петербурга.

Ян Вермеер Делфтский. “Девушка за вёрджинелом”. Около 1670–1672. Холст, масло. 25,5 × 20,1. Лейденская коллекция.

На выставке в ГМИИ имени Пушкина можно будет увидеть 82 работы голландских мастеров, в том числе двенадцать картин Рембрандта и два его рисунка. В экспозицию включены произведения его современников: учителя Рембрандта — Питера Ластмана, друга и коллеги — Яна Ливенса, одного из первых и самых ранних учеников — Герарда Дау, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэля Метсю. В экспозицию вошла уникальная, по мнению специалистов, картина “Явление ангела Агари”, написанная Карелом Фабрициусом. Это одна из шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней.

Ян Ливенс. “Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского)”. Около 1631. Дерево, масло. 66,7 × 51,8. Лейденская коллекция.

В Москве будет показана и картина “Девушка за вёрджинелом” Яна Вермеера Делфтского, предположительно написанная на холсте из того же рулона, что и “Кружевница”, хранящаяся в Лувре.

Леонардо да Винчи. “Голова медведя”. Около 1485. Серебряный карандаш на бледно-розовой бумаге. 7 × 7 (верхние углы обрезаны). Лейденская коллекция.

Выставка сопровождается большой образовательной программой: лекции об эпохе Рембрандта и Вермеера, традициях коллекционирования голландской живописи (с этого начинали и Третьяков, и Щукин), разновидностях портретного жанра эпохи барокко будут читать сотрудники ГМИИ имени Пушкина, а также куратор Лейденской коллекции Лара Ягер-Красселт и директор Рейксмузеума в Амстердаме Тако Диббитс.

Карел Фабрициус (1622–1654). “Агарь и Ангел”. 1645. Холст, масло. 157,5 x 136.

Когда: 28 марта – 22 июля 2018
Где: Москва, ул. Волхонка, 12. Главное здание ГМИИ имени А. С. Пушкина 

Фото: The Leiden Collection

читайте также

Комментарии